Эпоха возрождения

Новации Брунеллески и Альберти

Новации Брунеллески и Альберти
Оценить статью

1005437_PH03572В таланте Филиппо Брунеллески соединились интуиция художника и практический ум инженера. Не случайно в историю искусства вошли не только его постройки, но и изобретения — остроумная и практичная конструкция купола флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре и разработка метода построения глубинного пространства на плоскости, исходя из принципов прямой математической перспективы. Интерес к античности, увлечение точными науками, в первую очередь математикой, изучение оптики, перспективы и геометрии, талант инженера и изобретателя выделяли Брунеллески среди современных ему архитекторов. Те работали по старинке, не отступая от готических приемов и выработанных профессиональной средой строительных навыков.

Символом обновления архитектуры и утверждения новых вкусов стал купол Флорентийского собора, возведенный по проекту Брунеллески между 1426-1441 гг. Благодаря своему объему и высоте купол придал центрическую ориентацию интерьеру готического собора, став его объемно-пространственной доминантой. Как и большинство архитекторов того времени, Брунеллески волновала проблема создания идеальной культовой постройки, которая мыслилась им как центрическая.

Ясная обозримость храмового пространства выражала идею совершенства созданного Богом мира. Первые шаги нового архитектурного стиля были связаны с частными заказами на строительство семейных капелл, церковных ризниц, ораторий и пр. Только завоевав признание, новый стиль вышел за пределы частного заказа: крупные цеховые и торговые корпорации, богатые монастыри и приходы, правящие династии выступали в роли инициаторов дорогостоящих архитектурно-строительных инициатив. Общая демократизация культуры, характерная для Флоренции, отказ от роскоши и изобилия в отделке и материалах привели к изменению облика церковного здания, что выразилось в сдержанной строгости отделки, использовании мрамора, бронзы и цветного камня.

В начальный период формирования нового стиля важную роль в изменении облика культового интерьера сыграли малые архитектурно-скульптурные формы — табернакли (сооружения для хранения предметов религиозного поклонения) и надгробия, проповеднические и певческие кафедры, архитектурно оформленные ниши для статуй и рамы алтарей, обрамления окон и дверных порталов. Включенные в интерьеры готических храмов или размещенные на готических фасадах, они свидетельствовали об изменении вкусов.

Использование ордерных элементов (полуколонн, пилястр, фронтонов, антаблементов), мотивов раковин, фестонов, розеток, кессонированных сводов, больших и малых медальонов, замена стрельчатой арки на полуциркульную, прямоугольные порталы дверей и наличники окоп — все это выражало общее увлечение Античностью, обращение к ее архитектурному наследию, практическому опыту и теории. Первой центрической постройкой с принципиально новым решением внутреннего пространства стала Старая сакристия (в католическом храме сакристия — это аналог ризницы, помещение для хранения культовых предметов), построенная Брунеллески по заказу Джованни д’Аверардо Медичи (1428 г.) в левом крыле трансепта (поперечного нефа) родовой церкви Сан-Лоренцо.

Квадратная в плане сакристия перекрыта ребристым (зонтичным) куполом на парусах и тонко профилированных подпружных арках. К ее основному помещению примыкает крохотный квадратный хор, который перекрыт небольшим куполом, повторяющим форму и декор самой сакристии (мотив, впоследствии использованный Брунеллески в капелле Пацци и церкви Санто-Спирито).

Плоскости стен членятся пилястрами коринфского ордера, поддерживающими красивый антаблемент, на который опираются пяты подпружных арок. Конструктивные элементы (дуги арок, антаблемент, пилястры, окружность и ребра купола, перспективные обрамления окон и порталы дверей) выполнены из серого местного камня (пьетра серена) и таким образом выделены цветом на светлой поверхности стен. Простое строгое пространство сакристии, которое подчинено идеальному соотношению крута, вписанного в квадрат, легко обозримо.

Оно воспринимается как единое целое, организованное согласно законам гармонии и симметрии.