Эпоха возрождения

Новая сакристия

Новая сакристия
Оценить статью

27_20Ансамбль Новой сакристии завершался парной гробницей, расположенной напротив алтаря. По наброскам можно восстановить ее замысел, к сожалению искаженный в неоконченном современном варианте. Подобно боковым, входная стена капеллы разделена на три вертикальные зоны с пилястрами большого ордера. В центре величественный табернакль завершен лучковым фронтоном.

В нем Микеланджело собирался поместить статую Мадонны с младенцем, а в высоких боковых нишах установить статуи патронов семьи Медичи — Свв. Косьмы и Дамиана. Над строгой формы саркофагами должны были находиться эпитафии, обрамленные траурными гирляндами.

Более сдержанная, чем гробницы герцогов, парная гробница Великолепных характеризовалась классической ясностью пропорций и той торжественностью, которая делала ее композиционным и смысловым центром всего ансамбля. В сторону Мадонны с младенцем, расположенной напротив алтаря, смотрят герцоги Лоренцо и Джулиано, к гробнице Великолепных обращен взор священнослужителя за алтарем.

Капелла Медичи и гробницы герцогов стали завершением долгой эволюции ренессансного надгробия и того типа погребальной капеллы, который получил распространение в XV в. Достигнутое в ней образное и художественное единство надолго сковало воображение архитекторов и художников, став примером для подражания. В архитектуре Возрождения, особенно у Браманте и Микеланджело, было распространено использование в интерьере архитектурных мотивов, более привычных на фасаде.

Среди них — полуколонны и колонны большого ордера, фронтоны, ниши-табернакли, рельефные раскрепованные карнизы, сандрики под нишами и пр. В этом смысле истоком многих последующих решений стала библиотека Лауренциана. Кардинал Джулио Медичи, ставший в 1523 году папой римским Климентом VII, задумал создать во Флоренции здание публичной библиотеки.

Ее было решено построить в западном крыле внутреннего двора старинной церкви Сан-Лоренцо. Разработать проект читального зала с пюпитрами для книг и входного вестибюля библиотеки было поручено Микеланджело. Строительство затянулось на многие годы.

Первый период охватывает 1524-1559 гг. и связан с непосредственным участием Микеланджело. Завершались работы уже после его смерти, а для публики библиотеку открыли в 1571 г. Еще в 1904 г. доделывали верхние части стен входного вестибюля — с учетом оставшихся эскизов Микеланджело.

Вытянувшийся вверх на три этажа вестибюль библиотеки насыщен внутренним напряжением. Острые углы фронтонов над ложными окнами и нишами-табернаклями, жесткие горизонтали раскрепованных карнизов перерезают границы объемов, а прорисованные профилями филенки и плоские пилястры третьего яруса кажутся утопленными в стене.

Напряжение усиливает необычная по форме трехмаршевая лестница, подобно лаве заполнившая небольшое пространство вестибюля. Микеланджело подходит к архитектуре как скульптор. Он не воспринимает стену как плоскость, которая определяет границы пространства: для него стена — это часть пространства интерьера.

По контрасту с вестибюлем, архитектура которого активно воздействует на зрителя, как бы выталкивая его, в читальном зале торжествуют тишина и покой. Его интерьер строится на равномерном ритме пилястр, членящих стены между окнами, и на протяженности горизонтальных членений, подчеркивающих перспективу длинного зала (46 м). Если в вестибюле господствуют строгость форм и их тяжеловесная монументальность, усиленная соотношением белого цвета стен и серого всех профилей (полуколонн, пилястр, филенок, наличников и пр.), то в читальном зале больше легкости и нарядности. Полихромный эффект возникает благодаря терракотовом) полу с белым рисунком, повторяющим рисунок и членения деревянного резного потолка, и теплому цвету деревянных пюпитров.