Эпоха возрождения

От Браманте к Виньоле

От Браманте к Виньоле
Оценить статью

san-satiroИмя Донато Браманте, одного из наиболее ярких мастеров европейской архитектуры, связано с расцветом классического стиля зрелого Возрождения. Его влияние было весьма значительным, особенно в области объемно-пространственной композиции и в отношении принципиально нового восприятия интерьера как единого целого. Особенность Браманте архитектора — «живописное» восприятие архитектурного образа, что было связано не только с его профессиональным образованием, но и с той традицией живописной архитектуры, которая получила блестящее развитие в произведениях мастеров Раннего Возрождения.

Ему были хорошо знакомы так называемые Урбинские ведуты — изображения идеального города, созданные в 1480 г. Пьеро делла Франческа или Лучано Лаурано. Не случайно пространство ломбардских построек Браманте насыщено чисто визуальными эффектами: в нем находит воплощение его любовь к монументальным, пластически выразительным архитектурным формам, свободно существующим в пространстве интерьера, а использование полихромии, скульптурного декора и пластики придает поверхности стен светотеневую подвижность. Одной из первых работ Браманте была перестройка еще дороманской церкви Сан-Сатиро с включением в единый ансамбль разномасштабных и разновременных построек.

В 1476 г. было решено добавить к церкви Сан-Сатиро ораторию, посвященную чудотворной иконе Богоматери, и храм стал называться Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Образовавшийся ансамбль включал в себя базиликальную церковь с коротким трехнефным кораблем, перекрытым кессонированным цилиндрическим сводом, с куполом над средокрестием и широкими ветвями трансепта (они также были перекрыты кессонированными цилиндрическими сводами), примыкавшую к северному торцу храма небольшую капеллу и восьмигранную сакристию.

Чтобы усилить впечатление центричности и придать соразмерность интерьеру, Браманте иллюзионистически углубляет алтарную нишу, имеющую плоскую прямоугольную форму. Благодаря перспективной живописной иллюзии и нарядному стуковому декору создается впечатление уходящего в глубину хора, хорошо видного от входа церкви.

Браманте впервые использовал в архитектурной практике сценический эффект иллюзорного архитектурного пространства, выработанный живописью XV в. Одной из лучших построек Браманте ломбардского периода по праву считается сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Несмотря на ее небольшие размеры, высокая восьмигранная сакристия производит цельное впечатление.

Ее нижний глухой ярус образован чередованием глубоких ниш со стеной, объединенных мотивом аркады. Второй ярус представляет собой сквозную аркаду со сдвоенными арками и нарядной балюстрадой. Восьмигранный купол с крупными перспективными кессонами имеет большие круглые окна, хорошо освещающие интерьер.

Его декоративная отделка, выполненная скульптором Агостино де Фондути, впечатляет разнообразием и обилием антикизированных мотивов, как и на скульптурном фризе между нижним и верхним ярусами стен. Помимо стуковых гротесков использованы терракота и бронза в рельефах и медальонах.

Вместе с другими архитекторами герцога Лодовико Моро Браманте участвовал в перестройке церкви Санта-Мария делле Грацие, находящейся под патронажем рода Сфорца. По замыслу Лодовико Моро, хор церкви должен был стать фамильным мавзолеем, поэтом) Браманте усилил в интерьере значение подкупольного пространства средокрестия, перекрыв его широким куполом на мощных подпружных арках.

Глубокая ниша хора, напоминающая древнеримские экседры и перекрытая зонтичным полукуполом, хорошо освещена круглыми окнами — любимым мотивом Браманте.