Эпоха возрождения

Палаццо Даванцати во Флоренции

Палаццо Даванцати во Флоренции
Оценить статью

121960055Топография ренессансного палаццо определялась назначением помещений и их распределением по вертикали. Нижние, цокольные, этажи обычно предназначались для служебных целей, иногда в них располагались комнаты для гостей и рабочие приемные хозяина дома. Второй этаж (пьяно нобиле) служил для представительских целей. Здесь находились парадные залы и апартаменты членов семьи, которые не использовали по прямому назначению, а показывали гостям в череде других помещений пьяно нобиле.

В верхнем этаже размещались жилые покои, скрытые от посторонних глаз. В небольших комнатах между этажами и по углам здания жили слуги и челядь. Главным парадным помещением любого дома — от городского палаццо до дворца правителя — был большой зал, в котором проходили приемы и праздновались знаменательные события в жизни семьи.

Обычно он занимал центральное место на пьяно нобиле и окнами выходил на главный фасад, обращенный в сторону улицы. Как «лицо» хозяина дворца или дома парадный зал украшали геральдическими знаками, эмблемами и девизами рода, в нем находился камин-очаг и аквайо — ниша или бассейн для омовения рук, восходившие к средневековым и более древним традициям.

В декоре большого зала акцент ставился на потолке, деревянную конструкцию которого украшали резьбой, росписью или лепниной, и широком живописном фризе, который часто захватывал и люнеты стен, что было связано с конструкцией сводов. В частном доме обычно использовали ложные потолки — простую деревянную решетку, положенную на несущие балки.

Такие потолки, восходящие к Средним векам, скромно украшали орнаментальной росписью. К концу XV в. стали делать навесные потолки разной сложности и декора.

В богатых домах, княжеских и апостольских резиденциях достигли высокого уровня совершенства деревянные наборные потолки, украшенные резьбой, позолотой, изящной лепниной и живописью. Часто позолоченная резьба потолков с разбивкой на многогранники, ромбы, прямоугольники, квадраты, трапеции и медальоны имитировалась живописью (если позволяли своды), поскольку это обходилось владельцам много дешевле.

Стены оставляли белыми или закрывали до половины высоты деревянными панелями — последнее было характерно для небольших помещений парадных опочивален и студиол. Скромность меблировки восполнялась временным декором интерьеров, особенно богатым в дни торжеств и приемов. Во время праздничных церемоний стены парадных апартаментов декорировали ткаными драпировками, шпалерами, восточными коврами и кожами.

Частым атрибутом праздника было преображенное пространство парадных апартаментов. В большом зале и примыкавших к нему помещениях устанавливали тканые балдахины для гостей, помосты для столов, расставленных определенным образом, на поставцах для всеобщего обозрения выставляли богато декорированную посуду, редкие и ценные изделия из драгоценных металлов. В обычные дни обстановка такого зала была простой и скромной.

В XV в. большую роль в интерьере начинает играть живопись, которой расписывали не только стены, но и предметы обстановки — кровать парадной опочивальни, сундуки-кассоне, шкафы. Помимо росписи в интерьере использовались станковая живопись, которую чаще всего включали в обшивку стены, и домашние алтари в скульптурных или резных деревянных табернаклях.