Эпоха возрождения

Палаццо дель Те

Палаццо дель Те
Оценить статью

01Апартаменты южного крыла дворца  Палаццо дель Те строились и украшались в самом начале 1530-х гг. Гедонистическую тему «испытаний любви» сменила политическая риторика, а дворец «для истинного наслаждения» преобразился в княжескую резиденцию. Новые задачи искусства, ставшего инструментом политики, изменили и стиль росписей. Легкость, иронию и фривольность, изящество гротесков сменил более сдержанный классический стиль. Самой классической комнатой дворца является Зал стука.

Его цилиндрический свод разбит на 25 кессонов, в которые включены маленькие изящные стуковые рельефы на мифологические и исторические темы. В центре свода Парки прядут нить судьбы, а в полукруглые люнеты торцовых стен Джулио Романо поместил фигуры Марса и Геркулеса, напоминающие по манере исполнения скульптуру в углах фронтонов античных храмов.

На двух ярусах стукового фриза, как писал живописец и архитектор Джорджо Вазари, «в прекрасной манере изображено все войско с римской колонны Траяна». Отсутствие раскраски придавало лепнине характер каменной или мраморной пластики, вызывало ассоциации с античными скульптурными фризами, с рельефами на римских триумфальных арках и колоннах. Самой известной частью южного крыла палаццо дель Те является угловой Зал гигантов, в котором Джулио Романо продемонстрировал виртуозное мастерство иллюзиониста и любовь к причудливой фантазии, свойственные маньеризму.

В углу здания Джулио Романо выстроил большую круглую комнату с толстыми стенами и сводом, напоминающим печной. Среди рушившихся по воле Юпитера скал он установил рустованный камин (позднее его убрали) и сделал из неровного руста порталы дверей и обрамления окон.

Когда в камине разводили огонь, то казалось, что его пламя является частью пожарищ, возникших от молний повелителя Олимпа. Джулио Романо добился полной иллюзии присутствия зрителя среди рушившихся скал. Его роспись нарушает законы тектоники, кажется, что в ней нет ни начала, ни конца, а только открытое пространство, где все взаимосвязано: и громадины скал, и тела гигантов, и уходящий в бесконечность пейзаж, и храм Юпитера в вершине свода, и составленный из небольших круглых камней пол (впоследствии он был изменен), и руст порталов дверей, окон и камина.

Благодаря таланту художника живопись берет верх над реальностью, и зритель становится не только наблюдателем, но и соучастником изображенных событий. Одним из наиболее ярких памятников позднего Возрождения является впечатляющий размахом и великолепием убранства дворец кардинала Алессан-дро Фарнезе в Капрароле. Автором проекта был римский архитектор Джакомо Бароццио да Виньола, работавший над ним в 1556-1558 гг. Начатые в 1559 г. работы продолжались более 27 лет — строительство и украшение грандиозного здания закончились к 1585 г. В плане Виньолы была использована пятиугольная композиция замка с мощными угловыми пилонами и цокольным основанием, в котором находились все служебные помещения.

Парадные апартаменты первого и второго этажей были симметрично расположены по отношению к центральной оси и круглому внутреннему двору. Лестницы между этажами скрывались в стенах — за исключением парадной винтовой лестницы, ведущей в апартаменты пьяно нобиле.

Усилиями архитектора и по желанию заказчика первоначальный проект крепости был преобразован в респектабельный дворец, архитектурный облик и убранство которого воплощали силу и могущество рода Фарнезе.