Эпоха возрождения

Палаццо Веккьо

Палаццо Веккьо
Оценить статью

Palazzo-vecchio2Непосредственно к Залу Большого Совета примыкает Зал для голосования, в котором назначалась комиссия по избранию дожа. Его украшение — не менее пышное и торжественное. Резной деревянный потолок, отделенный от стен профильным карнизом, выполнен Кристофором Сорте.

Он включает большие живописные панно на темы военных побед Венеции, написанные Франческо Бассано, Пальмой Младшим и Анд pea Вичентино. Идея триумфа Венеции и мудрости ее государственного устройства воплощена в триумфальной арке входного портала, ведущего в Зал Большого Совета. Форма триумфальной арки не только порождает античные ассоциации, но и напоминает величественные алтари венецианских храмов.

Дворец дожей был одной из самых знаменитых правительственных резиденций в Европе. Посещавших Венецию послов других государств и знатных гостей, приглашаемых на государственные праздники Венецианской республики, поражали размах и роскошь убранства дворца, пышность и красочность праздничных церемоний. Палаццо Веккьо во Флоренции было не менее знаменито, чем Дворец дожей в Венеции, а его убранство и живописная декорация парадных апартаментов оказали большое влияние на формирование стиля правительственных резиденций абсолютных монархий Европы.

До 1540 г. это мощное высокое здание, построенное в стиле поздней готики в конце XIV в. по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио, называлось палаццо Синьория и было одним из наиболее совершенных муниципальных дворцов Тосканы. Здесь располагалось республиканское правительство во главе с Синьорией, или Большим Советом, в который входили шесть приоров — представителей главных цехов Флоренции, и гонфалоньер республики.

Здесь же размещался гонфалоньер юстиции, соединявший судебную и военную власть. Предпринимались неоднократные попытки реконструкции и украшения здания, особенно Зала заседаний Совета, но от этого времени мало что сохранилось, если не считать Зала двухсот и нескольких комнат в апартаментах приоров.

В целом застройка и украшение палаццо велись хаотично, от случая к случаю, поэтому в его интерьерах не было единства и они не отличались удобством. Избранный герцогом Флоренции Козимо I Медичи переехал из палаццо Медичи в палаццо Синьория, сделав его герцогской резиденцией.

Новый статус дворца потребовал его кардинальной реконструкции и украшения апартаментов, предназначенных для придворных церемоний, приемов иностранных послов и знатных гостей. Реконструкция дворца началась в 1551 г. под руководством придворного архитектора и скульптора Баттиста дель Тассо, но основные преобразования были сделаны позднее. Основная заслуга принадлежит Джорджо Вазари, чья деятельность как архитектора, живописца и теоретика находила постоянную поддержку у герцога.

Работы продолжались почти 20 лет, хотя большая часть парадных апартаментов была украшена уже к 1565 г. В созданном Вазари ансамбле не было ничего принципиально нового. Он в полной мере воспользовался приемами, выработанными в римской живописи, и политической риторикой, характерной для монументальных циклов Венеции. Идеологической основой росписи парадных апартаментов второго и первого этажей палаццо Веккьо послужила идея власти.

Уже не город и не община равноправных граждан олицетворяли своим процветанием доброе правление, а история правящего дома, слава и добродетели его представителей соотносились со славой государства и благополучием народа. Авторами программы украшения парадных апартаментов дворца были придворные гуманисты и историки Винченцо Боргини и Козимо Бартоли, а также Джамбаттиста Адриани, секретарь Козимо.

Первыми были украшены апартаменты второго этажа — так называемые Залы элементов, в которые помимо большого Зала элементов входили сравнительно небольшие комнаты (студило Каллиопы и Минервы, террасы Юпитера и Юноны и др.), посвященные античным богам и богиням, покровителям земного времени, природных стихий и занятий человека (Церере, Юпитеру, Опи, Геркулесу и др.). Общим принципом украшения большинства парадных комнат второго этажа, за исключением Зала элементов, стало отсутствие живописи на стенах — их обычно драпировали тканями. Своей особой заслугой Вазари считал изобретательность и выразительность потолочных конструкций. Своды комнат, созданные его предшественником Тассо, оказались низкими и не соответствовали новым условиям жизни.

Во всех помещениях дворца, где того требовала необходимость, Вазари придумал сделать «расчлененный потолок в раме, сколоченный из брусьев, с большими кессонами… и отвесно поставленными филенками, образующими высокий фриз» (как писал Вазари в своей автобиографии). В деревянную позолоченную раму с кессонами самой разной формы — прямоугольной, многогранной, круглой, трапециевидной, ромбовидной, треугольной и пр. — вставляли написанные маслом живописные панно.

Часто поля рам и грани кессонов расписывали изысканными гротесками и орнаментом, на гранях помещали поясняющие надписи. Автором гротесков, маскаронов, живописных миниатюр и антикизированных орнаментов на потолках и фризах Залов элементов был Марко да Фаэнца, изящный стиль которого основан на изобретательной фантазии в орнаментальных формах и тонких цветовых отношениях нежных пастельных тонов. Помимо живописи, в потолочных кессонах использовалась лепнина, обогащающая общее впечатление.