Эпоха возрождения

Парадные помещения княжеских резиденций

Парадные помещения княжеских резиденций
Оценить статью

34d2caf8-2b12-4924-b6c5-e91f329469d9Особое место в ряду парадных помещений княжеских резиденций и богатых домов занимали брачные покои и опочивальни, которые, как и большой зал, «представляли» их владельца. Спален могло быть несколько, и их украшение несло на себе отпечаток личности хозяина. Часто такие покои не переделывали впоследствии, а придавали им мемориальный характер.

Ансамбль брачных покоев помимо живописи, интарсии и пластики составляли парадные кровати с балдахинами, поставленные на высокие основания. Спинку и высокий подиум кровати украшали живописными вставками. Живопись и резьба придавали свадебному кассоне, который также хранился в опочивальне, вид драгоценного ларца.

Часто в деревянную обшивку стен вставляли декоративные интарсии или живописные панели с сюжетами на морально-дидактические темы. Потолки чаще всего были навесными или балочными, причем те и другие украшали лепниной и росписью.

Полы делали из керамических или каменных плит; в конце XV в. использовалась орнаментальная майолика, мраморная или каменная крошка, как в Венеции. К сожалению, интерьеры опочивален не сохранились в том виде, как их описывают в источниках того времени и инвертарях. Так, известно, что в палаццо Медичи у каждого члена семьи были свои парадные брачные покои, украшенные в соответствии со вкусами и положением хозяев.

Среди наиболее интересных примеров украшения живописью парадных брачных покоев особое место принадлежит Камере дельи Спози, которую расписал для мантуанского герцога Лодовико Гонзага его придворный художник Андреа Мантенья. Этот уникальный живописный ансамбль, волею судьбы сохранившийся на втором этаже угловой северной башни Кастелло ди Сан-Джорджо в Мантуе, дает представление о том, сколь важную роль играла живопись в декоре парадных дворцовых помещений. В Раннем Возрождении складывается принципиально новый подход к интерьеру как к ансамблю, в котором главенствующую роль начинает играть живописная декорация.

Другие виды пластических искусств — скульптура и архитектура — или имитируются средствами живописи, или взаимодействуют с ней. Став доминирующей в декоре парадных апартаментов, живопись взяла на себя и важнейшие содержательные функции — быть морально-дидактическим наставлением или служить задачам политической риторики. Для частного дома наиболее характерными были темы из римской истории, события Троянской войны и путешествия Улисса (ихтолковали как аллегорию жизненного странствия), супружеской верности (например, история Лукреции) и любви, дарующей наслаждение и одухотворяющей природные силы.

В парадных апартаментах княжеских резиденций неизменными были изображения триумфов и рыцарских турниров, под влиянием гуманистических идей входили в моду циклы знаменитых людей, портреты римских императоров и великих полководцев древности. Расписанная фресками комната или ряд парадных апартаментов пьяно нобиле становятся центральными в ансамбле частного дома и княжеской дворцовой резиденции. Живописные декорации всегда тщательно продумывают, а их программу составляют при участии придворного гуманиста или советника с обязательным учетом запросов и требований заказчика.

Начиная с середины XV в. монументальная живопись, как и в культовой архитектуре, становится основным средством создания художественного облика интерьера. При этом следует иметь в виду, что речь может идти только о княжеских резиденциях или дворцах высших духовных иерархов, поскольку фресковая живопись была дорогим удовольствием, а приглашать известных мастеров для выполнения живописных работ было доступно далеко не каждому.