Эпоха возрождения

Потолочные конструкции XVI в

Потолочные конструкции XVI в
Оценить статью

5e8e1a4db570e04f2af36ec54107675bК шедеврам пластической декорации интерьера относится Золотая лестница, которая ведет к парадным помещениям дворца и личным апартаментам дожей. Лестница построена в соответствии с замыслом Якопо Сансовино в 1554-1559 гг. скульптором и архитектором Скарпаньино. Ее коробовый свод богато декорирован позолоченной и белой лепниной работы Алессандро Витториа и Баггиста Франко.

Помимо выполненных в низком рельефе аллегорических фигур, символизирующих добродетели правления, свод украшен небольшими живописными вставками, например изображениями Геркулеса и Атланта, и изящными орнаментами в стиле гротеска. На втором этаже дворца находились личные апартаменты дожей. К числу самых интересных относятся Комната дельи Скарлатти, Комната Гримани и Комната стука.

Для культовых и жилых интерьеров Венеции было характерно применение навесных деревянных потолков. Дробная геометрическая сетка резного позолоченного потолка включала небольшие живописные вставки.

Большую роль в украшении парадных интерьеров играли ткани — драпировки на стенах, восточные ковры, цветные шелковые и штофные ткани, каскадом спадающие с потолка. В XVI в. мастерство изготовления деревянных потолочных конструкций достигло высокого уровня и стало самостоятельным видом деятельности скульпторов, архитекторов и художников.

Постепенно кессонные потолки утратили дробность геометрических членений, их структура стала более свободной, а размеры живописных панно увеличились. Геометрическая структура деревянных потолков повторяла схемы декора каменных сводов, разработанные в живописи.

Так, в центре обычно помещали большое живописное панно. Симметрично по отношению к нему и центральной оси перекрытия располагали меньшие по размерам геометрические формы — медальоны, овалы, трапеции, прямоугольники, вытянутые филенки, служившие обрамлением для живописи.

Промежутки между ними заполняли декоративными орнаментальными элементами или гризайльной живописью, имитирующей пластику. В Раннем Возрождении живопись сводов и потолков не отличалась от настенной декорации и не была рассчитана на точку зрения снизу. Постепенно в живописи на сводах стали учитывать позицию зрителя, активней использовать движение, приобретающее диагональную направленность, эффекты освещения и контрастность отношений света и тени.

За счет перспективы пространство разворачивалось в глубину, создавая иллюзию бесконечности. К ранним примерам декора свода и стен, характерного для венецианской школы относится Комнатадельи Скарлатти во Дворце дожей.

Она украшена богато декорированным позолоченным потолком, дробный рисунок которого был разработан скульпторами Бьяджо и Пьетро да Фаэнца в 1505 г. Во Дворце дожей сохранилось довольно много превосходных скульптурных каминов. Скульптура камина в Комнате дельи Скарлатти, включающая в себя гербы семьи Барбариджо, выполнена известными венецианскими скульпторами Антонио и Туллио Ломбарди в 1501 г. На стене напротив камина можно видеть довольно редкий в жилых апартаментах рельеф Пьетро Ломбарди (1501-1521 гг.) с традиционным для живописи и скульптуры Венеции изображением дожа Леонардо Лоредано, преклонившего колени перед Мадонной.

Схожим образом украшена Комната Гримани. В центре позолоченного кессонированного деревянного потолка помещен герб семейства Гримани, а на широком живописном фризе художник Андреа Вичентино написал аллегории добродетелей в окружении путти, в изящном стиле которых (особенно в орнаментальных картушах и змеевидных пропорциях фигур) заметно влияние маньеризма.

Пластически выразительная мраморная скульптура камина относится к более классическому стилю начала XVI в. и связана с именами Туллио и Антонио Ломбарди. Среди многочисленных апартаментов пьяно нобиле наибольший интерес представляют залы третьего этажа: комнаты, предназначенные для заседаний органов власти, приема послов и государственных церемоний, служебные помещения для заседаний суда и Инквизиции, для адвокатуры и стражи, оружейная палата.

Большинство из этих помещений были реконструированы после большого пожара в 1574 г. Работами по обновлению дворца руководил архитектор Антонио да Понте, привлекший в качестве консультантов Рускони и своего учителя Андреа Палладио. Среди художников пальма первенства была отдана Паоло Веронезе и Тинторетто. Каждый, кто приходил на прием и на заседания Совета и Сената, ждал приглашения в Комнате четырех дверей.

Из нее можно было пройти в Зал Сената, Зал ожидания перед Залом Коллегии, в квадратный двор, откуда проходили в Зал трех глав, и Зал Советадесяти. Структура потолка Комнаты четырех дверей разработана Антонио да Понте при участии