Эпоха возрождения

Правительственные резиденции

Правительственные резиденции
Оценить статью

vindost2Система убранства правительственных зданий мало чем отличалась от украшения парадных апартаментов княжеских дворцов или резиденций церковных владык. В правительственных и муниципальных зданиях большую роль играла риторическая программа убранства парадных апартаментов. Кроме того, в них было много комнат и залов для государственных служб и работы представительских органов власти, как, например, в Венеции или в республиканской Флоренции. В XVI в. вырабатывается система оформления официальных резиденций, которая получила дальнейшее развитие Для примера обратимся к двум хорошо известным правительственным зданиям, которые пережили длительную историю украшения и сохранили облик интерьеров, относящихся главным образом ко второй половине XVI в. Одним из памятников, дающих представление об убранстве интерьеров общественных зданий и правительственных резиденций Италии эпохи Возрождения, является Дворец дожей в Венеции.

Его убранство воплощало сложившийся к тому времени миф о Венеции как совершенном государстве, земном рае, в котором царят мир, благоденствие и равенство граждан перед лицом закона. То, что сейчас можно видеть во дворце, связано с деятельностью таких известных венецианских мастеров второй половины XVI в., как Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе, скульпторов Якопо Сансовино и Алессандро Витториа.

Дворец дожей был построен в 1302-1442 гг. Характерными особенностями венецианской готики, которые в полной мере проявились в архитектуре дворца, являются легкие двух — или трехъярусные сквозные стрельчатые аркады, образующие изящные переплеты в пролетах арок, полихромия облицовки фасадов, основанная на сочетании розового веронского и белого каррарского мрамора, плетение решеток оконных проемов, скульптурные группы на фасадах и в капителях. В Венеции большое развитие получила декоративная пластика, которую широко использовали при оформлении парадных ворот, балконов и лестниц во Дворце дожей. Братья Бон выполнили в переходном от готики к Возрождению стиле Порта делла Карта, или Бумажные ворота.

Их архитектура отражает черты пламенеющей готики, в то время как скульптура братьев Бон указывает на влияние новаций Раннего Возрождения, особенно заметных в фигуре коленопреклоненного перед львом Св. Марка дожа Франческо Фоскари. В конце ведущего от ворот коридора находится Арка Фоскари с фигурами Адама и Евы (1462-1471 гг., скульптор Антонио Риццо), напоминающая римские триумфальные арки. Величественная Лестница гигантов, на которой вновь избранный дож впервые появлялся перед сенаторами, делит открытое внутреннее пространство дворца на небольшой двор сенаторов и просторную площадь, предназначенную для государственных и дипломатических церемоний.

Нарядный стуковый декор лестницы, украшающие ее рельефы и медальоны выполнены по рисункам Антонио Риццо в 1483 г. Две статуи, Нептуна и Марса, на верхней площадке лестницы созданы спустя почти столетие (в 1554 г.) Якопо Сансовино.