Эпоха возрождения

Проблемы архитектуры Возрождения

Проблемы архитектуры Возрождения
Оценить статью

3_1271606344Основной проблемой архитектуры зрелого Возрождения была проблема выбора типа церковного здания. Браманте и его последователи, вдохновленные идеями Античности, пытались модернизировать центрический купольный храм, который получил широкое распространение на христианском Востоке. После падения Византии Рим считал себя единственным оплотом христианства в Европе, поэтому обращение к центрическому купольному храму с равноконечным греческим крестом в плане было вполне закономерным. Главным для Браманте было максимальное выявление центричности здания как внутри, так и снаружи.

Поэтому куполу, как основной доминанте постройки, подчинялись все ее пространственные и пластические отношения. Купол осенял гробницу Св. Петра и венчал Ватиканские холмы, делая христианский Рим господствующим в городской структуре.

Как и Темпьетто, собор Св. Петра мыслился Браманте памятником, надгробным монументом — наподобие античных купольных мавзолеев или раннехристианских мартириев. После смерти Браманте в 1514 г. главным архитектором собора был назначен Рафаэль, который совместно с Бальдасаре Перуцци попытался совместить центрический тип храма-мавзолея с традиционным продольным планом христианской базилики.

Ту же идею проводил в разработке проекта их преемник Антонио да Сангалло Младший, который значительно усложнил план собора, сильно выдвинув вперед его базиликальную часть. Наконец, в 1546 г. папским указом главным архитектором собора был назначен Микеланджело.

Благодаря его титаническим усилиям дело сдвинулось наконец с мертвой точки и план собора приобрел ясные и четкие очертания. Принципиальным для Микеланджело было возвращение к проекту Браманте. Упростив его структуру, он усилил роль купола и просторного средокрестия под ним. Подкупольное пространство, господствующее в восприятии интерьера, обладает мощным эмоциональным воздействием.

Огромная чаша купола осеняет могилу Св. Петра, окна барабана и окулус светового фонаря дают сильный поток света, который, устремляясь вниз, делает средокрестие не только эмоциональным, но и символическим центром собора. Пластическое восприятие архитектуры, свойственное Микеланджело, активизировало все объемно-пространственные отношения. Единство образа собора возникает на основе взаимодействия разнонаправленных сил — опоры, обозначенной на стенах пилястрами гигантского ордера, и тяжестью покоящегося на них аттика.

Стены вместе с аттиком воспринимаются как мощное основание, на котором лежит купол. Внутри и на фасаде пилястры коринфского ордера объединяют стены по высоте и способствуют их восприятию как единого целого. Только по окнам между пилястрами можно представить себе количество этажей одного из самых величественных и впечатляющих своими масштабами и пространством собора.

Идеи Браманте, разработанные им в соборе Св. Петра, нашли продолжение в двух замечательных центрических постройках — церквях Санта-Мария делла Консолацьоне в Тоди и Санта-Мария ди Сан-Бьяджо в Монтепульчано.