Эпоха возрождения

Ренессансная капелла

Ренессансная капелла
Оценить статью

gallery_4_4_66008В период Возрождения большое развитие получает практика покупки, строительства и украшения частных капелл в монастырских и приходских храмах. Такое привлечение средств в церковную казну всячески поощрялось священнослужителями. Внесение средств на церковные нужды стало не только делом личного спасения, но и способом удовлетворения амбиций, вопросом престижа. Демократизация культуры открыла доступ к благам образования и искусства людям среднего сословия, в первую очередь банкирам и торговцам, ставшим заказчиками нового искусства.

Помимо частных владельцев, капеллы могли принадлежать религиозным мирским братствам, цеховым корпорациям, украшаться на средства церковной общины или специально созданной комиссии, решающей все связанные с украшением или обновлением собора вопросы. В начале XV в. большое развитие получили ансамбли, в которых господствовали архитектура и скульптура.

Во второй половине столетия набирает сил живопись, удерживающая лидирующие позиции до конца XVI в. Благодаря дешевизне, быстроте исполнения и большому диапазону выразительных средств живопись обладала способностью, используя оптическую иллюзию и имитацию материалов, «изменять» пространство капелл, не прибегая к их перестройке. Это сделало ее наиболее привлекательным видом искусства, позволяющим создавать ансамбли, в которых соучаствуют, помимо живописи, созданные с ее помощью иллюзорные архитектура и скульптура.

К наиболее известным ансамблям такого рода относится небольшая капелла кардинала Португальского (1460-1466 гг., архитектор А. Манетти, скульпторы Антонио и Бернардо Росселлино, майолика Луки делла Роббиа, живописцы Алессо Бальдовинетти, Антонио и Пьетро Поллайоло, мраморная инкрустация Стефано Бартоломео) в северном нефе романской церкви Сан-Миниато аль Монте во Флоренции. Ее архитектор Манетти, ученик и биограф Брунеллески, опирался на опыт своего учителя. Он создал небольшую купольную капеллу, имеющую в плане очертание равноконечного греческого креста.

В подкупольное пространство с четырех сторон, включая входной портал, открываются неглубокие арочные ниши. Софиты арок (их внутренние своды) украшены позолоченными розетками, вписанными в квадрат, — мотив, столь любимый мастерами Возрождения. Все архитектурные детали — профили арок, пилястры, перспективные обрамления круглых окон в люнетах, входной портал — тонко проработаны и пространственно взаимосвязаны со скульптурой и живописью.

Инкрустация стен цветным мрамором, майолика свода, деликатная позолота, антикизированный орнамент гробницы, рамы алтаря и епископского трона, полихромия геометрической мозаики пола объединяют цветовое решение интерьера с живописью на стенах (А. Бальдовинетти) и в алтаре (братья Поллайоло). Несмотря на то что в создании капеллы участвовали разные мастера, причем приступали к работе в разное время, ее интерьер обладает тонко найденным соотношением трех пластических искусств — архитектуры, скульптуры и живописи.