Эпоха возрождения

Ренессансная вилла

Ренессансная вилла
Оценить статью

ДиÑ-пута. 1510Характерными чертами ренессансной Италии были не только эстетизация городского быта, но и то исключительное внимание, которое уделялось загородному поместью. Постепенно такое поместье, которое было весьма существенным подспорьем в семейной экономике, стало не только хозяйством, но и местом отдыха и развлечений. Это отразилось на более открытом облике зданий, рядом с которыми обычно разбивали парк и сад, и привело к изменению характера отделки интерьеров.

Для росписей парадных апартаментов вилл и садовых лоджий привлекались темы и образы из античной мифологии. К XVI в. сложились довольно прочные традиции строительства и украшения загородных резиденций, лучшими из которых были медичейские виллы вокруг Флоренции, виллы венецианской знати в районе Бренты, римские виллы и виллы в ломбардских предгорьях Альп.

Близ Тибра, в старом римском районе Трастевере, сиенский банкир Агостино Киджи задумал построить загородную виллу для отдыха и приемов. Здание виллы Фарнезина, пролетами одной из лоджий выходившее к Тибру, было построено по проекту художника и архитектора Бальдассаре Перуцци между 1509 и 1511 гг. С именем Рафаэля и художников его мастерской связаны росписи двух лоджий первого этажа — садовой лоджии Психеи и лоджии Галатеи, выходившей к Тибру (позднее была заделана). Парадные апартаменты второго этажа расписали сиенские художники Бальдассаре Перуцци и Содома.

В украшении Зала Галатеи, расписанного в 1513 г., помимо Рафаэля принимали участие Бальдассаре Перуцци и венецианский художник Себастьяно дель Пьомбо. Сюжеты большинства композиций живописного декора виллы Фарнезина основаны на античной мифологии и олицетворяют природную жизнь, подчиненную естественным законам мироздания и движению созвездий.

Известно, что Киджи не только страстно увлекался Античностью, но и был поклонником астрологии. Не случайно на своде Зала Галатеи в аллегорических образах, основанных на античной мифологии и космологии, представлен гороскоп Киджи, которым он очень гордился, считая, что в нем предугадана его счастливая судьба. Геометрически четкая и ясная структура свода Зала Галатеи принадлежит Перуцци.

Тонкое знание и понимание античной декоративной традиции, характерное для римской художественной школы тех лет, проявилось в использовании во всех архитектурных профилях лепнины с орнаментами из аканта и меандра, в холодном эмалевом колорите, сюжетных мотивах, вдохновленных античными камеями и геммами, в имитации золота смальты в фонах. Люнеты отличаются по цвет от живописи свода. Их роспись принадлежит венецианскому художнику Себастьяно дель Пьомбо, которого Киджи встретил в Венеции в 1509 г. В росписи заметны присущая Венеции живописность и световая насыщенность цвета, воздушность и мягкая поэтичность образов.

Тогда же, в 1512-1513 гг., Себастьяно дель Пьомбо написал в одном из простенков зала сидящую на фоне пейзажа фигуру великана Полифема. Звучностью сочного колорита эта роспись напоминает произведения раннего Джорджоне.

Декоративная разбивка стен была вполне традиционной. Простенки между иллюзорными пилястрами до половины уровня высоты занимали сюжетные композиции, а нижнюю зону — живописная имитация атласных шелковых драпировок. При Агостино Киджи были расписаны только два простенка — с «Полифемом» Себастьяно дель Пьомбо и «Триумфом Галатеи» Рафаэля.

В остальных простенках в XVII в. художник Гаспар Дюге написал идеальные пейзажи в духе классицизма.