Эпоха возрождения

Сакральное пространство

Сакральное пространство
Оценить статью

ferraraГлавной проблемой развития культовой архитектуры Возрождения был поиск идеального типа храма, в котором традиционный для западного христианства базиликальный план гармонично сочетался бы с центрально-купольной системой, характерной для восточно-христианской церкви. У истоков нового понимания архитектурной формы, пластической и пространственной организации интерьера стояли такие выдающиеся архитекторы Возрождения, как Филиппо Брунеллески и Леон Баттиста Альберти. В их творчестве наметились основные пути развития ренессансной архитектуры, ее последующей эволюции вплоть до барокко и классицизма. Если Брунеллески работал преимущественно во Флоренции, и влияние его новаторских идей распространялось лишь на Тоскану и Умбрию, то Альберти, связанный с разными городами и центрами Италии (Римом, Римини, Урбино и Мантуей), оказал более глубокое воздействие на архитектуру.

Теоретические положения его трактатов побуждали к дальнейшему развитию нового архитектурного языка, нашли продолжение в художественной теории и практике Леонардо да Винчи, Донато Браманте и Андреа Палладио. Трудно переоценить вклад Брунеллески и Альберти в развитие церковной архитектуры.

Их совместными усилиями к концу XV в. была выработана типология ренессансного храма. Соединение опыта и новаций этих двух выдающихся архитекторов в деятельности мастеров сделало новый архитектурный язык общим для Италии, способствовало его усвоению другими европейскими странами. Первостепенное значение в культовой архитектуре Возрождения имела идея создания идеального сакрального пространства, которое понималось как пространство центрическое, тяготеющее к ясной обозримости, пропорциональности и гармоничному взаимодействию частей целостного архитектурного образа.

Опираясь на инженерную и строительную традицию готики, на опыт изучения античных и раннехристианских построек Рима, они обновили типологию базиликальных и центрических культовых зданий, создали принципиально новый тип городского дворца — палаццо. Пропорциональная взаимосвязанность мира, гармония мироустройства выражались в форме круга, вписанного в квадрат, центром которого была фигура человека (можно вспомнить так называемого витрувианского человека — знаменитый рисунок Леонардо да Винчи).

Идеальный план здания, особенно храма, должен быть подобен хорошо сложенному человеку, т. е. соотноситься с пропорциями человеческого тела, как считали Филарете и Альберти, развивая в своих трактатах теорию органической архитектуры римского архитектора и теоретика Витрувия. Круглое или тяготеющее к кругу храмовое здание воспринималось в период Возрождения как античное. Достаточно вспомнить архитектурные построения Пьеро делла Франчески, архитектурные фоны в произведениях художников Перуджино, Пинтуриккьо, Синьорелли и Рафаэля.

Идея центрально-купольного или базиликального, но тяготеющего к центричности храма последовательно развивалась в архитектурной практике Брунеллески и Альберти, Джулиано да Сангалло и Браманте, Леонардо и Микеланджело, наконец, Палладио и Виньолы. Та же идея повлияла на архитектурный облик и характер интерьеров церковных зданий в эпоху барокко и классицизма.