Эпоха возрождения

Санта-Кроче

Санта-Кроче
Оценить статью

Santa_Croce_exterior_Firenze_Apr_2008Характерные черты ренессансного надгробия складываются во Флоренции в кругу Донателло и его последователей. В 1427 г. Донателло и Микелоццо в баптистерии Сан-Джованни создали по заказу Джованни ди Биччи Медичи надгробие антипапы Иоанна XXIII. В нем были использованы антикизированные мотивы арки, ордерного архитектурного декора; саркофаг и отдельные детали орнамента частично повторяли античные формы. При общей увлеченности «святой древностью» обрамления гробниц и алтарей часто заимствовали форму римской эдикулы — архитектурно оформленной ниши для статуи божества, включающей полуколонны или пилястры, антаблемент с фризом и карнизом, скульптурный фронтон и поддерживающие всю конструкцию массивные консоли.

Гробница канцлера Флорентийской республики, известного гуманиста Леонардо Бруни (1446-1447 гг., архитектор и скульптор Бернардо Росселлино), находящаяся на стене бокового нефа церкви Санта-Кроче, является классическим примером ренессансного надгробия нового типа. Спокойных очертаний величественная арка опирается на пилястры коринфского ордера.

Античной формы саркофаг, на который установлен катафалк с фигурой усопшего, ассоциируется с римским погребальным апофеозом (обрядом императорского погребения). Похожие на античных гениев путти поддерживают герб в лавровом венке славы, а скульптурный медальон Мадонны с младенцем в тимпане арки напоминает о христианском спасении. Архитектурные и скульптурные элементы гробницы отличаются благородством и выразительностью пластического языка, тем «достоинством», которое, по замыслу автора, должно было выражать почтение сограждан к добродетелям государственного мужа.

В расположенной напротив гробнице гуманиста Карло Марсуппини (1453-1454 гг., скульптор Дезиде-рио да Сеттиньяно) мы видим дальнейшее развитие такого типа надгробий. Изящная прорисовка деталей, обилие антикизированных форм, пластическая выразительность орнаментальных мотивов декора, усиление роли скульптуры придают гробнице нарядность, делают ее не только местом почитания умершего, но и украшением церковного интерьера.

Равновесие архитектуры и скульптуры, характерное для надгробий первой половины XV в., во второй его половине уступает место более активному использованию пластики и живописи, орнаментальных и декоративных форм. Фигуру усопшего окружают аллегорическими статуями добродетелей, в рельефах изображают события его семейной или общественной жизни, к Мадонне с младенцем присоединяют статуи святых-покровителей и вотивные (созданные по обету в дар божеству) изображения.

Особый интерес представляют надгробия севера Италии, в частности Венеции. Здесь довольно долго удерживались позднеготические традиции, особенно в религиозном содержании надгробий и в готических архитектурных формах.

Соединение раннеренессансных форм орнамента и пластики с позднеготическим обрамлением в виде стрельчатой арки и балдахина можно видеть в надгробии долса Франческо Фоскари (после 1457 г., авторы Антонио и Паоло Бреньо) в церкви Санта-Мария деи Фрари. Вместе с тем присутствие ордерных элементов, обилие скульптуры (статуи воинов, аллегории Мудрости, Справедливости и Умеренности) явно указывают на знакомство создателей надгробия с новым стилем, влияние которого стало особенно ощутимым к концу 1470-х гг. В гробнице дожа Пьетро Мочениго (после 1476 г., автор Пьетро Ломбардо) в церкви Санти-Джованни Паоло архитектурное обрамление и пластика уже соответствуют друг другу.

Правда, скульптура явно доминирует и по масштабу, и по количеству, и по разнообразию форм — от низкого рельефа до круглой скульптуры. В образном решении надгробия идеи триумфа и христианского спасения уравновешены.

Па саркофаге в императорской тоге стоит Пьетро Мочениго, а по его сторонам — олицетворяющие воинские добродетели фигуры мальчиков, один из которых держит родовой герб дожа. На рельефах саркофага изображены сцены триумфа Пьетро Мочениго. Венчают надгробие рельеф «Три Марии у гроба Господня» и фигура воскресшего Христа, выступающего гарантом бессмертия души усопшего.

Помимо выполненных из мрамора или камня гробниц, в конце XV в. получают распространение гробницы с использованием бронзового литья, которое ценилось очень высоко, поскольку бронза считалась наиболее долговечным материалом. К таким памятникам можно отнести созданную в мастерской Андреа Верроккьо по заказу Лоренцо Великолепного