Эпоха возрождения

Украшение дворца Фарнезе

Украшение дворца Фарнезе
Оценить статью

Palazzo_FarneseДля украшения дворца Фарнезе воспользовался услугами флорентийского художника Таддео Цуккари, который работал здесь до своей смерти в 1566 г. Тогда же в Капраролу был приглашен его брат Федерико Цуккари и несколько менее известных художников. Первый этаж, находившийся на уровне нижней лоджии внутреннего двора, был жилым. В нем симметрично располагались летние и зимние апартаменты, среди которых выделяются Зал Юпитера и входной вестибюль, расписанные Таддео Цуккари с помощниками.

Будучи хорошо знаком с «новой манерой» живописной декорации, разработанной школой Рафаэля, Таддео Цуккари воспользовался ее приемами для украшения летних апартаментов. Основное внимание в системе декора уделялось своду, в росписи стен была применена живописная иллюзия, изменившая характер реальной архитектуры. В системе декора широко использованы орнаментальные формы, включающие в себя гротески, имитацию камей и гемм, маскароны, небольшие живописные вставки в иллюзорных филенках свода.

За счет перспективных сокращений зрительно увеличивалась высота сводов, белый фон с изящными гротесками и живописными вставками скрывал их массивность. Кессонные своды в сочетании с живописью и лепниной утратили свою жесткую структурность.

Шахматная или геометрическая структура кессонов усложнилась за счет увеличения размеров живописных панно, заключенных в прямоугольные, овальные, круглые и ромбовидные обрамления. Художники активно использовали возможности взаимодействия живописи и лепнины. Для маньеризма характерно стремление к выдумке и изобретательности в пределах уже сложившейся традиции.

Часто многогранники, столь любимые в период Возрождения, вписывали в квадраты или медальоны, ромбы — в квадраты, овалы — в прямоугольники. За счет обрамления усложнялись формы живописных панно.

Орнаментальные рамки между ними насыщались цветом, пластикой лепнины, небольшими рамками-филенками. В летних апартаментах Таддео Цуккари первым расписал Зал Юпитера (1560 г.). В больших живописных композициях центрального поля свода, отделенного от остальной его части широкой орнаментальной рамой, изображены сцены из детства Юпитера и мифа о козе Амальтее, вскормившей своим молоком будущего повелителя Олимпа.

Судьба Юпитера соотносилась с судьбой хозяина имения, а этимология названия места (Капрарола) — со словом «сарга» (итал. «коза»).

Наиболее интересной частью декора этого зала является иллюзионистическая архитектурная перспектива на стенах. Она изменяет реальное пространство комнаты, расширяя его за счет открытых арочных портиков, сквозь пролеты которых видны как бы окружающие дворец пейзажи.

Помимо арочных портиков на торцовых стенах написаны украшенные иллюзорной скульптурой и колоннами полукруглые экседры, рождающие воспоминания об античных базиликах и храмах. Дальнейшее развитие стиля можно видеть во входном вестибюле.

На его стенах и своде Федерико Цуккари написал реальные и воображаемые пейзажи принадлежащих Фарнезе владений, среди которых несколько раз повторяются виды Капраролы. Главное внимание в системе декора дворца в Капрароле уделено парадным апартаментам пьяно нобиле. Программа их богатого украшения, составленная самим кардиналом Алессандро и его придворным поэтом Аннибале Каро, должна была выражать идеи величия, силы и великолепия рода Фарнезе, который играл заметную роль в судьбе не только Италии, но и Европы, нес мир и процветание.

Центральным в апартаментах пьяно нобиле был Зал славы рода Фарнезе, расписанный Таддео Цуккари в 1563 -1565 гг. вместе с примыкавшими к нему комнатами. Не случайно этот зал соответствовал Зал Юпитера на нижнем этаже дворца.