Эпоха возрождения

Вилла Барбаро

Вилла Барбаро
Оценить статью

villa-maser-1В отличие от декоративной живописи Рима и Центральной Италии венецианская школа проявляла больше внимания к возможностям собственно живописи. В Венеции римские впечатления если и сказывались на развитии местной художественной школы, то воспринимались достаточно свободно и опосредованно — они затрагивали прежде всего скульптуру и архитектуру. В дворцовых интерьерах Венеции преобладали традиционные формы декора, широко использовались ткани и восточные ковры.

Живопись существовала в станковых формах, являясь предметом коллекционирования и признаком роскоши. Как и в других районах Италии, здесь применяли геометрические по структуре резные деревянные потолочные конструкции.

Постепенно их вытеснили плафоны с большими живописными панно, заключенными в рельефные позолоченные стуковые или деревянные рамы. Ограниченное применение в Венеции фресковой живописи и преобладающее развитие живописи маслом придавали своеобразие венецианским интерьерам, в которых картина занимала ведущее место как элемент украшения. К числу немногих сохранившихся венецианских примеров целостного ансамбля интерьера можно отнести украшенные фресками парадные апартаменты виллы Барбаро в Мазер.

Она была построена по проекту архитектора Андреа Палладио в 1560 г. и украшена живописью Паоло Веронезе в 1560-1562 гг. Принадлежала вилла братьям Даниеле и Маркантонио Барбаро, представителям одной из наиболее известных патрицианских семей Венеции. Место для виллы было выбрано на высоком холме, среди виноградников, недалеко от Азоло. Вилла Барбаро является одним из самых цельных и совершенных примеров развернутой композиции виллы с боковыми флигелями, соединенными с центральным зданием лоджиями-галереями.

Классически ясный, украшенный полуколоннами ионического ордера и увенчанный скульптурным фронтоном фасад главного здания выходит в сторону открытого двора с фонтаном и парковой скульптурой. Парадные апартаменты виллы расположены вдоль центральной оси ее главного здания, садовым фасадом обращенного к «секретному садику», который замкнут полукруглой экседрой с напоминающим античные нимфеумы круглым гротом в центре. Живописная, стуковая и скульптурная декорация парадных апартаментов виллы следует типичной для второй половины XVI в. гуманистической программе: жизнь семьи включается в цикличность земного времени; она находится под небесным покровительством богов Олимпа, олицетворяющих природные силы, и христианского Бога, направляющего жизнь человека к бессмертию и спасению.

Стержневой идеей всего живописного цикла является прославление Божественной мудрости, преобразующей Вселенную и создающей гармонию и равновесие составляющих ее сил. Эта гармония проявляется в благотворном воздействии Любви, дарит людям Мир и Благоденствие, благоприятно влияет на Фортуну. Легкая, полная света и воздуха живопись Веронезе следует простым и ясным архитектурным формам Палладио.

Средствами живописной архитектуры Веронезе преображает внутреннее пространство комнат, дополняя реальную архитектуру иллюзорной. Балконы, широкие проемы открытых лоджий, сквозные балюстрады, ниши со статуями, двери, как бы замыкающие перспективы, изменяют интерьеры, делают их более светлыми и просторными.

Идеальные образы природы, окультуренной человеческим разумом и трудом, входят в пространство парадных помещений, создают эстетически преображенную среду. Фрески Веронезе и стуковый декор, выполненный скульптором Алессандро Виттория, украшают парадный зал пьяно нобиле и пять комнат вокруг вестибюля, так называемого портего.