Эпоха возрождения

Вилла Мадама

Вилла Мадама
Оценить статью

p1000527Вилла Мадама была задумана как грандиозный комплекс, включающий в себя просторный внутренний двор, два поднятых на мощное цокольное основание открытых двора, амфитеатр, гроты, террасно спускающийся к Тибру парк с павильонами, фонтанами и скульптурой. Большую часть внутреннего пространства виллы занимает трехпролетная лоджия с купольным сводом в центре и широкими крестовыми сводами по сторонам. Архитектура лоджии, характер ее членений и форм, мощный взлет арочных сводов, глубокие экседры с нишами-эдикулами, обрамленными колоннами, напоминают римские термы, которые были прекрасно известны Рафаэлю. Антикизированный декор лоджии выполнен его учениками Джованни да Удине и Джулио Романо.

Помимо живописи своды, купол и софиты арок украшены изящной лепниной, орнаменты и рельефы которой вдохновлены античными резными камеями и геммами. Своды и купол прорезаны перспективными кессонами с разнообразным геометрическим рисунком, составленным из многогранников, ромбов, усеченных трапеций, прямоугольников и медальонов. Новые принципы живописной декорации интерьера, разработанные Рафаэлем, получили дальнейшее развитие в творчестве его учеников и последователей как в Италии, так и за ее пределами.

К числу наиболее показательных примеров такого рода можно отнести комплекс палаццо дель Те в Мантуе, выполненный по проекту Джулио Романо, и виллу в Капрароле, построенную по проекту архитектора Виньолы. Пятый маркиз Мантуи Федерико II Гонзага задумал построить вне городской черты, на острове Те, виллу, предназначенную для приемов и «истинного наслаждения».

С этой целью он пригласил в Мантую ученика Рафаэля, худолсника и архитектора Джулио Романо. Федерико хотел видеть виллу похожей на ее античные прообразы. Открытая архитектура виллы, на фасадах которой использованы арочные колонные портики, строгое, украшенное рустом и пилястрами одноэтажное здание, образующее каре вокруг прямоугольного внутреннего двора и просторного двора с бассейнами для рыбы, предназначенного для турниров и эффектно замкнутого сквозной экседрой, наконец, напоминающий античные нимфеумы «секретный садик» — все это было данью увлечения Античностью как окружения Федерико, так и интеллектуальной элиты Рима.

Строительство и украшение палаццо дель Те заняло более 10 лет — с 1526 по 1538 гг. В программе и стиле росписей виллы Джулио Романо развил римскую «новую манеру», придав ей большую декоративность. Он в полной мере использовал возможности стука, возрожденного его коллегой Джованни да Удине.

Первоначально было построено и украшено северное крыло дворца. В него входила целая группа помещений, среди которых наибольший интерес представляют Комната эмблем и апартаменты Психеи. Комната эмблем типична для зрелого Возрождения — в ней на языке девизов и эмблем дается идеальный портрет хозяина виллы.

Основной акцент в живописной декорации интерьера сделан на широком фризе: на фоне насыщенного по цвету растительного орнамента из листьев аканта, цветов и маскаронов изображены путти, поддерживающие щиты с эмблемами и девизами маркиза. В крупные кессоны деревянного потолка вставлены живописные панели, также содержащие эмблемы Федерико: Купидон между двумя деревьями, саламандра, Олимп, собака, перчатка и горлица. Тема любви была важнейшей в украшении северного крыла дворца.

С ней связаны росписи апартаментов Метаморфоз и, особенно, апартаментов Психеи, в которые входили Зал коней, Зал Амура и Психеи, Комната ветров и Комната орлов. Зал коней был первым большим залом апартаментов Психеи. В живописную «архитектуру» этого зала Джулио Романо включил ниши со статуями олимпийских богов, написанными гризайлью, ложные бронзовые рельефы со сценами подвигов Геракла, бюсты римских императоров.

Олимпийские боги и римские императоры выступают в роли покровителей рода и гениев места, берегущих покой виллы и ее обитателей. Любопытной особенностью Зала коней являются «портреты» любимцев маркиза из знаменитых конюшен Гонзага, которые написаны на фоне пейзажей, напоминающих окрестности виллы.