Эпоха возрождения

Зал Геркулеса

Зал Геркулеса
Оценить статью

300px-Caprarola_002Возрастающая роль больших живописных композиций и пластики заметна в декоре парадных залов дворца, выполненном немногим позднее Федерико Цуккари. Синтез архитектуры, живописи и лепнины можно видеть в круглой капелле, расположенной между Залом Геркулеса и Залом славы рода Фарнезе. Простота и ясность архитектуры дополняются крупными живописными композициями, витражами окон, изящным рисунком лепнины и красивым декором купола, разделенного на шесть долей с живописными медальонами.

Радиусная разбивка купола соотносится с геометрическим членением пола, разработанным Виньолой. Живопись имитирует бронзовые рельефы и орнаментальные картуши с надписями.

Большой Зал Геркулеса, соответствующий входному вестибюлю под ним, широкими арками окон выходит на главный фасад и является одним из центральных в парадных апартаментах дворца. В живописных панно свода, занимающих его центральное поле, изображен миф о Геркулесе и его подвигах. В арках на стенах, соответствующих окнам, написаны пейзажные виды владений Фарнезе, включая Капраролу, что придает залу вид просторной открытой лоджии.

В декоре Зала Геркулеса заметно возросла роль пластики. Лепнина имитирует барельефы и круглую скульптуру, а на торцовой стене между пилястрами арки находится большой фонтан. Фоном для него служит рельефный пейзаж, выполненный из раскрашенного стука.

Сталактитовый грот с фигурками путти обрамляет чашу фонтана, форма и декор которого напоминают бассейны в римских термах. Над пейзажем помещен стуковый раскрашенный герб Фарнезе.

Напоминающий античные гроты фонтан включает реальное пространство дворца в мифологизированное пространство исторического времени. Образ Геркулеса как идеального правителя и покровителя принадлежащих кардиналу владений ассоциируется с созидательной деятельностью Алессандро Фарнезе. Одной из последних была украшена винтовая лестница, ведущая к парадным апартаментам и расположенной в угловой башне Королевской комнате.

Лестницу поддерживают 30 спаренных колонн, которым на стенах соответствуют пилястры из того же камня. Стены и своды лестницы декорированы в конце XVI в. художником Антонио Темпеста.

В его росписи использованы все характерные для апартаментов дворца приемы: на белом фоне выразительно смотрятся изящные гротески, крупные пейзажные композиции наполняют светом и воздухом пространство лестничных маршей, ниши и эдикулы в стенах декорированы имитацией разноцветной мраморной облицовки, большие и малые живописные вставки включены в орнаменты гротесков. Уходящую вверх лестницу венчает иллюзорный окулус купола Королевской комнаты с гербом Фарнезе в центре.

Три яруса росписи купола перспективно сокращаются к центру. Его светлая чаша с яркой декоративной росписью и аллегорическими фигурами в иллюзорных нишах эффектно читается снизу, постепенно раскрываясь по мере движения вверх по лестнице.

Ансамбль жилых и парадных апартаментов дворца Фарнезе в Капрароле завершает эволюцию живописного декора Возрождения и открывает новые возможности убранства интерьера. Прежде всего возрастает роль пластики и иллюзорной архитектурной декорации, которые получат дальнейшее развитие уже в эпоху барокко.