Эпоха возрождения

Зал Константина

Зал Константина
Оценить статью

85919950_4711681_009_Zal_Konstantina_Sala_de_Constantino_Vista_dРосписи сводов во всех трех станцах и Зал Константина — разные. Считается, что в Станце делла Сеньятура сохранены структура свода, разработанная художником Содомой, работавшим в этой станце до Рафаэля, и написанные им орнаменты. Сюжетные композиции и аллегорические фигуры в медальонах написаны самим Рафаэлем, при этом он воспользовался приемом Пинтуриккьо, применив мозаику в фонах. Свод второй станцы расписывал, скорее всего, сиенский художник Бальдассаре Перуцци, хотя специалисты называют и имя Франческо Пенни, ученика Рафаэля.

Помимо изящного антикизированного орнамента, мотивов битв и триумфов, напоминающих античные резные камеи, свод украшен позолоченной лепниной и живописью. На четырех как бы растянутых между арками свода тканых велумах написаны сцены из ветхозаветной истории, иллюстрирующие чудесное вмешательство Бога в судьбу человечества.

Схожее восприятие росписи как шпалеры или большого тканого ковра можно видеть на стенах Зала Константина, самого большого в анфиладе парадных комнат и предназначенного для официальных приемов. Не случайно его росписи были посвящены торжеству христианства над язычеством и установлению института церкви.

Большие композиции из истории первого христианского императора Константина Великого напоминают тканые ковры, повешенные на стенах для украшения зала в дни торжеств. Для полной иллюзии были сохранены орнаментальные и геральдические поля, а нижние края росписи уподоблены загнутым по углам коврам с парчовой каймой и золотом бахромы.

Между большими композициями в иллюзорных архитектурных нишах написаны восемь первых пап с аллегориями христианских добродетелей по сторонам. Расписанный во второй половине XVI в. свод Зала Константина поражает эффектной перспективой огромного церковного нефа с поверженным идолом и распятием в центре.

В том, с какой свободой здесь использованы архитектурная иллюзия и головокружительный ракурс уходящей вглубь перспективы, заметны тенденции, приведшие позднее к барочным плафонным композициям. Ансамбль парадных помещений дворца завершают лоджии, роспись которых иногда называют «Библией Рафаэля».

Тринадцать пролетов лоджии, расположенной на среднем ярусе двойной аркады фасада старого Ватиканского дворца, выходящего в сторону Рима, были построены по заказу Юлия II и проекту Браманте. Начало строительства и украшения лоджий можно отнести к 1514 г., когда Рафаэль после смерти Браманте был назначен архитектором дворца. Завершились работы к 1519 г. Нигде более чем здесь не отразилось с таким тактом и вкусом подражание Античности, особенно заметное в изысканном стуковом декоре и фантастических гротесках.

Не случайно росписи лоджий оказали столь широкое воздействие на развитие декоративного стиля светской живописи, призванной украшать дворцовые апартаменты, садовые павильоны и виллы. Элегантная и стильная декорация покрывает все стены, софиты арок и поля арочных сводов. Каждый из сводов включает по четыре сюжетные композиции, заключенные в рамы и таким образом уподобленные картинам, и угловые гризайли по сторонам.

Если большинство сюжетных композиций выполнены Джулио Романо и Франческо Пенни, то изобретательные гротески и изящный стуковый орнамент арок, пилястр и оконных проемов связывают с именем Джованни да Удине. Считается, что именно он заново открыл технологию стука, хорошо известную античным мастерам.

После многих попыток он нашел способ смешивать в нужных пропорциях известь и толченый мрамор, как то описано в древних рецептах. Во всех стуковых орнаментах и гротесках Джованни да Удине чувствуется влияние недавно открытого Золотого дома Нерона, который тогда считали дворцом Тита.

Однако точность и многообразие античных мотивов заставляют полагать, что были еще какие-то источники, ныне утраченные. Стуковая и живописная декорация включает в себя гирлянды, изображения птиц и животных, мифологические сюжеты и сценки из современной жизни, не имеющие какой-либо сюжетной связи. Среди прочих привлекают внимание несколько портретов Рафаэля, портрет Микеланджело в фетровой шляпе, стуковый рельеф с изображением работы мастерской Рафаэля над росписями лоджий, многочисленные изображения знаменитых древних и современных статуй.

Первоначально пол лоджий был выполнен из майоликовых плит мастерской Луки делла Роббиа, к солсалению, демонтированный в 1869 г. Благодаря таланту, мастерству и вкусу Рафаэля, его организаторским способностям получился целостный декоративный ансамбль, созданный усилиями многих мастеров. Лоджии Рафаэля всегда оставались личными покоями пап и были закрыты для посещений. Они предназначались для приятного отдыха в окружении предметов искусства (здесь находились античные статуи из папской коллекции) и с замечательным видом на Рим (сейчас он закрыт последующими перестройками двора Сан-Дамазо).