Эпоха возрождения

Зал Олимпа на вилле Барбаро

Зал Олимпа на вилле Барбаро
Оценить статью

00Veroneze_PlafonZalaOlimpaГлавным в ансамбле виллы Барбаро является большой квадратный в плане Зал Олимпа. В центре иллюзорного восьмигранника в вершине коробового свода, уподобленного чаше купола, восседает на драконе величественная фигура прекрасной венецианки — олицетворении Божественной мудрости. На облаках вокруг Божественной мудрости в сильном ракурсном сокращении изображены боги Олимпа (Юпитер, Марс, Аполлон, Меркурий, Сатурн, Диана и Венера), воплощающие одушевленный Космос.

Его жизнь подчиняется круговращению времени, которое символизируют маленькие, написанные гризайлью по краю восьмигранника знаки зодиака. По углам свода две женские и две мужские фигуры олицетворяют четыре стихии — землю, воду, воздух и огонь, а между ними в узких живописных филенках выполнены гризайлью аллегории времен года, напоминающие изящные резные камеи.

Используя приемы иллюзионизма, Веронезе изобразил на скате свода открытую колонную лоджию с балюстрадой. На ней, глядя вниз на посетителей виллы, стоит ее хозяйка Джустиииана Джустиниани, жена Маркантонио, в сопровождении старой кормилицы, попугая и маленькой собачки, а напротив — сыновья хозяйки и гуляющая по балюстраде обезьянка.

Решенная в холодных серебристо-голубых тонах с тончайшими нюансами нежной игры светотени роспись свода не только изменяет его структуру, но и делает помещение более светлым и легким. Все элементы членений свода написаны фреской, имитирующей стуковые обрамления и кессоны классического профиля. На стенах Зала Олимпа, как и в других помещениях виллы, Веронезе изобразил колонную лоджию с классическими пропорциями, сквозь широкие пролеты которой видны полные света и воздуха пейзажи.

Традиционная для парадных залов тема «трудов и дней» преображается в развернутые пейзажные виды с включенными в них античными руинами, сельской архитектурой и небольшими сценками из праздной патрицианской жизни. В крестообразном в плане вестибюле живописью украшены только стены, в то время как свод остался пустым. На стенах реальная и иллюзорная архитектура образует гармоничное единство.

Лепные карнизы, фронтоны и порталы дверей вписываются в воображаемую архитектуру колонной лоджии, сквозь пролеты которой открываются пейзажные картины. В нишах по сторонам дверей написаны музыкантши, а по углам коротких рукавов вестибюля — знамена и трофеи. Помимо реальных в коридор выходят ложные двери, из которых выглядывают девочка и юноша — прием, который Веронезе неоднократно использовал в росписях виллы, чтобы придать изображенным архитектурным мотивам максимальную оптическую достоверность.

В вестибюль, помимо Зала Олимпа, выходят два небольших зала — Вакха и Суда любви, посвященных прославлению супружеской любви и семейного очага. На своде Зала Вакха античный бог вина дарит ларам рода Барбаро плоды жизни, а на своде Зала суда любви изображены Маркантонио Барбаро и Джустиииана перед Гименеем, Венерой и Юноной, скрепляющими их союз. Своды этих комнат не имеют геометрических членений.

Их поле целиком занято живописью, обрамлением для которой служит реальная и иллюзорная лепнина. Полная света и воздуха живопись Веронезе, построенная на изысканных сочетаниях нелепых перламутровых тонов, облегчает восприятие свода и соотносится с простой архитектурой комнат. Стены этих залов, как и других комнат, украшены красивыми пейзажами с видами вилл и античными руинами.

Росписи комнат, выходящих в сторону грота, имеют религиозно-дидактический характер. Веронезе расписал две комнаты, расположенные по сторонам от Зала Олимпа, — Зал собаки (это название связано с изображением в нем маленькой собачки, которая сидит на полу перед ложной балюстрадой колонного портика, а напротив нее расположился жирный кот) и Зал Веры. Свод Зала собаки украшает аллегорическая композиция, в которой Фортуна защищает Изобилие и побеждает Обман.

В люнетах, помимо аллегорических фигур, написаны Мадонна с младенцем. Св. Иоанн Креститель и Св. Екатерина.

На своде Зала Веры (другое его название — Зал светильника) Веронезе, руководствуясь программой, изобразил аллегорию «Вера и Милосердие, охраняющие христианина», а над дверями — аллегории «Силы и Благоразумия» и «Добродетель, сдерживающая Страсть». Одной из лучших фресок виллы является небольшая композиция, написанная Веронезе в люнете Зала Веры. На ней Мадонна поддерживает сидящего на подушке младенца, а Св. Иосиф кормит его похлебкой.

Необычная камерность сцены овеяна теплом и искренностью простого чувства, так уместного в интерьере частного дома. Степы этих комнат, как и других помещений дома, украшают прекрасные пейзажи, которые вдохновляли не одно поколение венецианских мастеров.