Эпоха возрождения

Замок-дворец герцога Федерико да Монтефельтро

Замок-дворец герцога Федерико да Монтефельтро
Оценить статью

339419_originalНачиная со второй половины XV в. студиоло украшали по специальной программе, которая отражала гуманистические пристрастия хозяина или хозяйки. Предметом коллекционирования становятся не только античные древности, монеты и малая пластика, но и произведения современного искусства — живопись и скульптура, которые специально заказываются именно для данного интерьера. Искусство обретает не только материальную, но и эстетическую ценность.

Важными качествами при его оценке становятся индивидуальная манера художника и свобода его творческого выбора. Одним из лучших памятников дворцовой резиденции второй половины XV в., почти не тронутым переделками, является замок-дворец герцога Федерико да Монтефельтро в Урбино, строительство которого относится к 1465-1480-м гг. За время правления Федерико да Монтефельтро преобразился облик старого родового замка, который превратился в красивый просторный дворец. Сложный в плане, внешне вполне средневековый замок-крепость с высокими мощными стенами преображался в ренессансный дворец, когда посетитель, пройдя по тесным городским улочкам, оказывался на просторной открытой площади перед его главным фасадом.

Однако замысел герцога не был реализован до конца. У него и его наследников не хватило средств, чтобы закончить отделку фасада, украсив его белокаменным декором, как было задумано. Изящный скульптурный декор оконных наличников и входных порталов, легкие пропорции открытых лоджий на фасаде заставляют сожалеть о нереализованном замысле.

Дворец строили далматинский мастер Лучано Лаурано, которому приписывают исполнение одного из самых красивых и строгих по пропорциям и ритму внутренних дворов Возрождения, и сиенский архитектор Франческо ди Джордже Мартини — он сменил Лаурано в 1472 г. и привнес в облик главного фасада и в убранство интерьеров тосканский элемент. Топография дворцовых апартаментов была строго продумана.

На первом этаже, выходящем во внутренний двор, находилась знаменитая герцогская библиотека, собрание книг которой свидетельствовало о широте интересов Федерико. Она была гордостью хозяина и первой достопримечательностью дворца, с которой знакомились гости.

В центральном медальоне свода библиотеки помещена эмблема герцога Монтефельтро — черный орел на золотом фоне в окружении золотых херувимов и исходящих из центра золотых лучей. Центральный медальон окружали золотые языки пламени, как в иконографии Сошествия Святого духа, что могло символизировать озарение светом знания.

В парадные апартаменты второго этажа ведет богато украшенный скульптурным декором Портал войны, примечательный также деревянной интарсией высокой двери. Скульптурный декор дополняют мотивы воинского триумфа.

На боковых пилонах портала размещены доспехи, штандарты, гербы, щиты, ленты подвязок (герцог в 1474 г. стал кавалером Ордена подвязки) и пушки, которыми, будучи успешным кондотьером, увлекался Монтефельтро. Пройдя через Портал войны, гости попадали в старую часть дворца, получившую название «Апартаменты Иолы» по скульптурному декору камина, на котором флорентийский скульптор Джованни да Фьезоле изобразил историю Геркулеса и Иолы.

Обычно в обрамление каминов и в украшение порталов дверей включалась каменная или бронзовая пластика. Часто статуэтки ставились на специальные консоли рядом с камином или помещались в небольшие ниши в стене. Помимо каминов частью украшения комнат были домашние алтари, помещенные в каменные или деревянные табернакли.

В XV в. получили распространение скульптурные алтари — изящные рельефы из мрамора, терракоты или майолики. Единственной комнатой, в которой фрагментарно сохранилась фресковая живопись, является Комната рыцарей и героев.

В ней традиционная рыцарская тема соединилась с ренессансной темой, которые вместе с герцогским гербом над камином олицетворяли воинские добродетели хозяина. Среди сохранившихся предметов обстановки особый интерес представляет альков герцога Федерико да Монтефельтро.

Автором росписи его внешних стенок был Джованни Анджело ди Антони да Камерино, работавший при дворе в середине 1450-х гг. Альков представляет собой небольшое деревянное сооружение, свободно стоящее в апартаментах дворца. Его внешние стенки членятся стоящими на высоком цоколе деревянными пилястрами, украшенными филенками и геральдической эмблематикой в капителях.

Пространство между пилястрами расписано под мрамор, а антикизированный фриз имитирует скульптурный орнамент из головок херувимов с гирляндами и лентами подвязок. На таких же праздничных гирляндах с лентами подвязок висят щиты с гербами Монтефельтро.