Готика

Античные традиции

Античные традиции
Оценить статью

djotto_003В Италии, несмотря на благоприятные социально-экономические факторы (интенсивное развитие городов, их независимость от феодалов, расцвет ремесел и торговли), готическая архитектура была явлением чужеродным. Уже в романский период в итальянских городах имелось много приходских церквей, что затрудняло иерархическое доминирование какого-либо одного храма, как, например, во Франции: там кафедральный собор был самой престижной и часто единственной культовой постройкой всего города, выполнял многочисленные функции, и предметом соперничества городов были высота и богатство художественного убранства их соборов. Широкому распространению готики мешали и очень сильные античные традиции. Еще в XII в. в Италии строили проторенессансные культовые здания.

Готика внедрялась исключительно как дань моде, причем далеко не повсеместно. Наибольшее количество памятников находится в Северной Италии и Тоскане.

Яркой национальной самобытностью отличаются венецианские постройки, в которых ажурные готические формы живописно сочетаются с традиционной для Италии нарядной полихромной облицовкой. В Риме готических памятников почти нет. В большинстве случаев в итальянской архитектуре остались недопонятыми и конструктивная структура, и принципы взаимосвязи пластических искусств, и художественные образы готики в целом.

Система «нервюры-аркбутан-контрфорс», часто рассматриваемая как определяющая черта готики, встречается только в отдельных постройках и преимущественно в Северной Италии. Отсутствует устремленность к последовательному развитию культовых интерьеров в высоту, свойственный готике вертикализм линий нивелируется горизонтальными членениями и облицовочными цветными рядами. Однородность кладки и взаимопроникающий синтез архитектуры и скульптуры, характерные для готики северных стран, в Италии встречаются очень редко.

Традиционными приемами здесь были облицовка черновой конструктивной кладки мрамором, большие плоскости стен, неслитность скульптуры с тектоническими элементами. Архитектурные формы готических церквей Италии часто не соответствуют их реальной конструкции, являясь набором отвлеченных мотивов на тему готики.

Вместо легкого каркаса несущей конструкцией осталась стена, западные фасады были своего рода декоративными экранами, автономными от объемно-пространственной структуры зданий. В интерьерах арки нередко страховались металлическими тягами, снижающими тектоническую чистоту конструкций. Приложенный к архитектуре, а не вытекающий из ее тектонической системы готический декор терял органичную природу своей выразительности, ассоциируясь в массовом сознании со средневековым варварством и религиозным фанатизмом.

Будучи явлением наносным и чуждым традициям итальянской культуры, готика безболезненно уступила место Ренессансу уже в начале XV в., в то время как к северу от Альп готическая архитектурно-художественная система в культовом строительстве прожила еще около полутора веков. С гораздо большей легкостью мотивы готики были отброшены и преданы анафеме, чем ранее восприняты.

Одной из отличительных черт готических интерьеров Италии является использование в них фресковых росписей, которых, за редким исключением, лишены построенные в то же время церкви Франции и Англии. Росписи в капелле дель Арена в Падуе, церквях Сан-Франческо в Ассизи, Санта-Кроче и Санта-Мария Новелла во Флоренции и других представляют собой произведения Проторенессанса — как бы связующего звена между Античностью и культурой эпохи Возрождения.