Готика

Архитектурные традиции Скандинавии

Архитектурные традиции Скандинавии
Оценить статью

notr-dam-lozannaВ Скандинавию готическая архитектура проникла в середине XIII в., утвердившись в строительстве городских церквей. В сельской же местности долгое время были сильны романские архитектурные традиции. Строительными материалами служили камень и кирпич (иногда оба материала одновременно).

В Швеции самый известный и крупнейший памятник готической архитектуры — собор в Упсале (1270-1315 гг.) — был начат в камне, а закончен в кирпиче. Его интерьеры имеют базиликальную трехнефную структуру с капеллами между внутренними контрфорсами, обходом алтаря и венцом капелл. В позднеготический период преобладали зальные интерьеры со звездчатыми сводами.

Интерьеры сельских церквей нередко имели сдержанные по цвету росписи стен и сводов. Растительным или геометрическим орнаментом (обычно мотивами виноградной лозы, цветов, перевитых листьев) покрывали нервюрные тяги, сюжетными композициями расписывали распалубки крестовых сводов, флоральным орнаментом заполняли пространство между отдельными сюжетами (церкви в Дингтуне примерно 1475 г., Херкебуне конца XV в., Сёдертёрне середины XV в.). Готика Дании, как и соседних немецких областей, — кирпичная.

В культовых интерьерах стены обычно оставляли неоштукатуренными (если не покрывали росписями). Значительный декоративный эффект достигался за счет сочетания красного кирпича с белыми швами известкового раствора, белыми крестовыми сводами и полихромными нервюрами.

Эта типично датская особенность готики наиболее ярко представлена в соборе Роскилле (XII-XV вв.), в формировании архитектурно-художественного образа которого большую роль играет красная кирпичная «графика» по белым оштукатуренным поверхностям (сочетание кирпичных вертикалей полуколонн и штукатурных промежугков между ними в опорных столбах, красные нервюры с белой графикой швов и штукатурные распалубки сводов). Норвежская готика развивалась под сильным влиянием английской архитектуры.

Так, интерьеры собора в Тронхейме (1235-1290 гг.) близки к Линкольнскому собору своими типично английскими веерными сводами и конфигурацией плана западной части базилики. Швейцарская раннеготическая культовая архитектура складывалась под непосредственным влиянием цистерцианской архитектуры Франции. Один из крупнейших памятников этого периода собор Нотр-Дам в Лозанне является реминисценцией готического собора в Лане.

Интерьеры собора Сен-Пьер в Женеве практически не отличаются от некоторых французских готических базилик средних размеров. Интересный пример эволюции форм средневековых интерьеров дает Кафедральный собор в Базеле (Базельский Мюнстер). Основанный в романский период и впоследствии перестроенный собор включает в себя фрагменты романских фасадов и романскую крипту, над которой расположена сильно поднятая по отношению к уровню пола алтарная часть.

Романские эмпоры с полуциркульным очертанием арок соседствуют со стрельчатыми арками боковыхнефов, а массивные стены, прорезанные небольшими окнами, — с готической системой перекрытий нервюрными крестовыми сводами. Типично раннеготический (в Рейнской архитектурной школе Германии — поз-днероманский) характер имеет связанная система собора: одному звену среднего нефа, перекрытому крестовым сводом, соответствуют два звена боковых нефов.

В результате таких сочетаний интерьер Базельского собора имеет двойственный романо-готический характер.