Готика

Дворец-крепость французских королей в Венсене

Дворец-крепость французских королей в Венсене
Оценить статью

350px-Château_de_VincennesГотические люстры, как и в церковных интерьерах, имели вид либо подвешиваемых на цепи металлических обручей (из кованого железа, меди, латуни, а иногда и серебра) с подсвечниками, либо деревянной крестовины, на концах ветвей которой горело по свече. По литературным источникам известны также чрезвычайно сложные по конструкции и световым эффектам люстры, изготовлявшиеся в позднеготический период для парадных залов знатных и богатых феодалов. На свадьбе герцога Бургундского в 1468 г. фигурировали огромные деревянные люстры, изображавшие стоящие на скалах замки в окружении деревьев, цветов, дорог с фигурами людей и животных. В нижней части люстр находились зеркала, отражавшие происходящее в зале.

В каждой люстре сидел человек и управлял механизмами, заставлявшими вращаться подсвечники и вылезать драконов из скал. Среди наиболее хорошо сохранившихся или реставрированных готических парадных и жилых комнат можно отметить в первую очередь интерьеры королевского дворца в Венсене под Парижем, замка Пьерфон, Папского дворца в Авиньоне, дворца в Пуатье, замка в Пенхёрст-плейс в графстве Кент (Англия), городских дворцов Клюни и Сане в Париже и Даванцати во Флоренции. Дворец-крепость французских королей в Венсене (1364-1373 гг.), который часто называют средневековым Версалем, представлял собой комплекс сооружений, окруженных крепостной стеной (175х334 м), с башнями и мостами через ров. Внутри этой стены, примыкая к ее длинной западной стороне, находилось еще одно кольцо укреплений со стенами и рвом, в центре которого возвышался шестиэтажный донжон — главное здание дворца, его композиционный центр и наиболее укрепленная цитадель.

На верхней площадке, предназначенной для обороны, имелись машикули (навесные бойницы), а под донжоном — 19-метровый колодец с питьевой водой. Донжон был построен в виде квадратной в плане башни (длина каждой стороны -16 м, высота — 52 м), по углам которой располагались четыре полуцилиндрические башни.

Внутри них находились дополнительные дворцовые помещения, а в одном из них — главная винтовая лестница, которая вела со второго на третий этаж (входящий в донжон человек попадал по подъемному мосту сразу на второй этаж). Дополнительные лестницы, ведущие на вышележащие этажи и на первый этаж, находились в толще массивных стен. Кроме того, к одному из «полуцилиндров» примыкал вертикальный объем, в котором находились подсобные помещения и санузлы.

Планы этажей идентичны, все центральные помещения перекрыты крестовыми нервюрными сводами, опирающимися на консоли в стенах и расположенную в центре зала колонну. Помещения с цилиндрическими ризалитами, одновременно играющими роль контрфорсов, перекрыты восьмидольными нервюрными сводами.

Все эти залы отапливались монументальными каминами и были богато декорированы (внутренняя отделка не сохранилась). Главный королевский зал находился на втором этаже.

Любопытно необычное декоративное решение его перекрытия: распалубки крестовых сводов были облицованы деревянной обшивкой, расписанной цветными орнаментами.