Готика

Элизабеткирхе в Марбурге

Элизабеткирхе в Марбурге
Оценить статью

elizabetkirxe_1Наиболее ранней готической постройкой Германии считается Элизабеткирхе в Марбурге (1235-1283 гг.) — трехнефная зальная церковь (центральный неф вдвое шире боковых) с трансептом, торцы которого завершаются абсидами, подобными абсиде центрального нефа. Все пространство стен между контрфорсами занято двумя ярусами окон, дающих хорошее ровное освещение интерьера. Простые крестовые нервюрные своды, характерные для ранней готики, поддерживаются столбами с четырьмя приставленными колонками с капителями.

Влияние французской архитектуры больше всего проявилось при строительстве собора Санкт-Петер в Кёльне (1248-1880 гг.). За образец для подражания был взят Амьенс-кий собор, план которого повторен в хоре собора в Кёльне (пятинефная алтарная часть, кольцевой обход с венцом капелл, трехнефный трансепт). Западная часть собора — также пятинефная (вместо трех нефов в Амьене). При общем сходстве интерьеры Кёльнского и Амьенского соборов различаются пропорциями.

Средний неф в Кёльне немного превосходит по высоте Амьенский собор (около 45 м). Его верхняя часть, трифорий, и огромные витражи окон — выше нижней зоны, образованной арками боковых нефов, что подчеркивает общую вертикальную устремленность интерьера. Довольно характерной чертой именно немецких готических культовых интерьеров, проявившейся в Кёльнском соборе, является большая (по сравнению с французскими интерьерами) наполненность скульптурой.

Использовавшийся относительно редко во Франции прием установки статуй под балдахинами на столбах и стенах здесь получил повсеместное и широкое распространение. Одной из крупнейших культовых построек зального типа является собор Св. Стефана в Вене (1304-1454 гг.). Его создавали в два этапа.

В первой половине XIV в. готический трехнефный хор с тремя абсидами был пристроен к стоявшему с XIII в. на этом месте романскому собору. В течение последующего столетия были достроены трансепты, западная трехнефная часть (архитектор Ханц Пуксбаум) и башня над южной ветвью трансепта.

В интерьерах собора Св. Стефана наглядно отразились характерные особенности периодов начальной и поздней готики, в течение которых велось основное строительство. Хор перекрыт крестовыми нервюрными сводами, рисунок которых кажется почти аскетичным по сравнению со сложной вязью нервюр сетчатых сводов более поздней западной части. Опоры, несущие эти своды, решены в виде пучков колонок, которые в ряде мест прерывали, чтобы разместить на их капителях-постаментах статуи.

Вверху колонки возобновляют вертикальный взлет, как бы вырастая из балдахинов над головами статуй, и переходят непосредственно либо при помощи маленьких капителей в расходящиеся по сводам нервюры. Скульптурное убранство интерьера собора очень затейливо и пышно.

Подлинным шедевром позднеготической каменной пластики является кафедра, примыкающая к одному из опорных столбов центрального нефа (1510 г., скульптор Антон Пилграм). Парапет кафедры выполнен в виде окон, из которых «высовываются» четыре поясных скульптурных изображения отцов церкви, имеющих гротесковый характер (сюжет «высовывания» из окон характерен для позднеготической скульптуры).

Верхнее обрамление окон и основание парапета выглядят как каменная трехмерная вышивка, поражающая воображение ювелирной тонкостью и декоративной изощренностью пространственного ажура. Среди относительно крупных готических зальных построек Австрии можно отметить также церковь в Нойберг-ан-дер-Мюрц.

), однонефнуто церковь Мария-ам-Гештаде в Вене (1343-1414 гг.), францисканскую церковь Зальцбурга, монастырские церкви в Хейли-генкрейце и Цветле. Особая готика Германии нашла наиболее яркое воплощение в пятинефной Северикир-хе Эрфурта (1278-1400 гг.), церкви Санкт-Мария-цурвизе в Зосте XIVв. (интерьер близок к кубическому пространству — три нефа по три травеи, опоры выполнены в виде пучка колонок-нервюр, переходящих в своды), двухнефной Зофиенкирхе в Дрездене XIV в. Зальные церкви нередко строили из кирпича, что обусловило определенную специфику архитектурных форм в интерьерах: более простые и массивные опоры, часто без приставных колонок и капителей, значительные плоскости стен и их меньшая пластическая расчлененность (Мартинскирхе в Ландсхуте 1390-1432 гг., Фрауэнкирхе в Мюнхене 1466-1492 гг., Катариненкирхе в Бранденбурге 1401-1434 гг. и др.).