Готика

Эволюция готических культовых интерьеров

Эволюция готических культовых интерьеров
Оценить статью

http--vidsverhy.ru-images-stories-str32Эволюция готических культовых интерьеров шла в русле идеологического осмысления отдельных архитектурных частей, которые ранее играли преимущественно утилитарную или конструктивную роль. В период ранней готики кафедральные соборы имели не только религиозное, но и светское назначение, будучи единственными культурными центрами городских общин, а их размеры и формы определялись преимущественно соображениями практической целесообразности. Затем наступил период церковной реакции, вызвавшей символическое истолкование всей предметно-пространственной среды интерьеров. Таинство богослужения подчеркивается алтарными оградами, интерьеры получают значительно большую высоту, чем необходимо, все линии их архитектурных членений (обрастающие полуколоннами устои, нервюры, стрельчатые арки) устремляются вверх.

Тенденция дематериализации, присущая всему христианскому искусству, получает в период готики наивысшее развитие. Благодаря виртуозным инженерным решениям высота интерьеров доводится до 50 м (собор в Бовэ).

Сечения архитектурных конструкций сводятся к минимуму, камень работает на пределе своих статистических возможностей. Из-за вынесения системы уравновешивания за границы интерьера (аркбутаны) находящийся в церкви зритель видит как бы парящие над тонкими опорами нервюрные своды, в которых камень кажется невесомым. В XIII в. прорисовка архитектурных деталей становится более сложной и утонченной, а в период пламенеющей готики архитектурно-скульптурные элементы обретают вид легких ажурных кружев.

Пространственность этих кружев, кажущаяся несовместимость их сечения с привычными сечениями используемого в архитектуре камня, производит впечатление сверхъестественности, нерукотворное, такого же чуда, как архитектура соборов в целом. Интерьеры готических храмов, по словам Франца-Теодора Куглера, подобны «открыванию мистерии, смущающей разум, захватывающей дух и заставляющей забывать о художественных средствах».

Они наполняются цветным светом от витражей и свечей у алтарей. Цветные блики то загораются на стенах, колоннах, скульптурах и лицах людей, то гаснут в зависимости от состояния и цвета неба. Звуки органа вибрируют под сводами, как бы заставляя звучать сами камни, которые в своей невесомой устремленности вверх вторят органной музыке.

Синтез искусств в готических интерьерах основан не только на взаимопроникающем единстве скульптурных и архитектурных форм, но и на единстве всех зрительных, слуховых и тактильных компонентов, в том числе уникального феномена свето-цвето-музыки. Родина готики Франция оставила большое количество замечательных памятников церковной архитектуры. Кафедральные соборы строили во всех более-менее крупных городах.

В периоды ранней и высокой готики сохраняются отдельные региональные различия архитектурных школ, а в период пламенеющей готики они часто исчезают. Одна из наиболее знаменитых готических построек — собор Богоматери в Париже, Нотр-Дам (основное строительство состоялось в 1163-1250 гг. под руководством Жана де Шелль, Пьера де Шелль и Пьера де Мон-трей, отдельные части перестроены в конце ХШ-начале XIV в.). Он представляет собой пятинефную базилику с едва выявленным в плане трансептом. Во время его создания парижский Нотр-Дам был крупнейшей культовой постройкой Франции (длина — 129 м, высота среднего нефа — 32 м). Его можно рассматривать как пример ранних кафедральных соборов, в которых сочетаются остаточные черты романского периода (некоторая тяжеловесность форм, эмпоры над боковыми нефами) с конструктивными и художественными приемами готики (гораздо большая, чем в романских церквях, высота, нервюрный крестовый свод с несвязанными распалубками, аркбутаны, контрфорсы с пинаклями).

Несколько травей у средокрестия остались без позднейших переделок и сохранили структуру, заложенную при строительстве в конце XII в. Под относительно небольшими светопроемами центрального нефа располагается трифорий в виде круглых застекленных окон, освещающих чердачное пространство (а не традиционной аркатуры). В соседних, перестроенных столетием позже травеях трифорий был упразднен, а оконные витражи заняли все пространство между опорами.

Решение системы сводов (связанная система) также показательно для ранней готики. Центральный неф собора перекрыт шестидольными крестовыми сводами, а боковые — четырехдольными.