Готика

Городские жилые дома готического периода

Городские жилые дома готического периода
Оценить статью

7253_origГородские жилые дома готического периода представляют собой фахверковые, каменные (преимущественно в Южной Европе) или смешанные (с каменным цоколем и верхними фахверковыми этажами) постройки. Обычно на первых этажах располагались лавки и мастерские, выходящие на улицу, на втором этаже — большая комната, а на третьем — спальни. Во дворе находились туалеты, сараи, колодец и иногда кухня. Наиболее богатые дома состояли из нескольких флигелей, сгруппированных вокруг внутреннего двора.

Показательным примером таких роскошных городских особняков является дом крупного банкира и торговца Жака Кёра в Бурже (1443-1452 гг.). И в плане, и в решении фасадов этого дома господствует асимметрия. Формообразование архитектуры основано на принципе «изнутри наружу»: от рациональной внутренней планировки, обеспечивающей житейские удобства, — к фасадам, в которых выявляется структура интерьеров. Неправильная форма плана дома Жака Кёра производна от участка, на котором он был построен.

На улицу выходят служебные флигели и надвратная капелла. В глубине двора, окруженного с трех сторон галереями (наподобие монастырского клуатра), находятся два жилых корпуса.

Каждый флигель дома имеет собственную крышу, большинство лестниц вынесено в отдельные башенки. В результате композиция дома складывается из сложного, полного живописных диссонансов асимметричного сочетания геометрических объемов (призм, цилиндров, пирамид, конусов), приставленных или врезающихся друг в друга. В них находятся соответствующие интерьеры: парадные залы, жилые и служебные комнаты, проходные галереи, винтовые лестницы, дворцовая капелла.

Окна прорезаны там, где это диктуется соображениями функционального характера и красоты интерьеров, почти без ориентации на упорядоченность фасадов. Декоративные детали уличных, дворовых фасадов и интерьеров чаще всего идентичны элементам пламенеющей готики в церковной архитектуре. Помещения жилых корпусов могли при необходимости соединяться или изолироваться друг от друга (каждая группа помещений обслуживалась независимыми лестницами).

Главный зал, имевший окна с двух фасадов, служил, как и в феодальных замках, для банкетов и торжественных церемоний. Большинство интерьеров дома Жака Кёра перекрыто плоскими балочными потолками, толстые стены оборудованы в оконных откосах встроенными каменными лавками. В окна отдельными клеймами вставлены цветные стекла.

Полы настилались из деревянных досок, а также каменных и керамических плит, которые складывались в цветные геометрические узоры. Стены многих помещений были украшены орнаментальными росписями (в некоторых интерьерах они частично сохранились). Двери парадных залов имеют каменные резные порталы со стрельчатыми арками, украшенными краббами и крестоцветами, а в тимпанах размещены скульптурные фигуры высокого и низкого рельефа.

Особым богатством скульптурного декора отличаются камины. В парадном зале камин, расположенный между двумя дверями со сложным архитектурно-скульптурным обрамлением, занимал большую часть торцевой стены. Его массивный колпак, опирающийся на выходящие из стены пилончики с полуколоннами, доходит до потолочных балок.

Скульптурная пластика колпака воспроизводит фантастический замок, чьи стены с окнами укреплены башнями с машикулями и зубцами. Архитектурными мотивами оформлены колпаки и других каминов. В галерее второго этажа каменный навес над топкой представляет собой как бы сказочный дом с высокой крышей и мансардными окнами, в которых видны женские и мужские фигурки.

Множество маленьких фигурок «населяют» террасу у основания крыши. В другой проходной галерее поле над каминной топкой является миниатюрным гротесковым фрагментом жилого дома с окнами, из которых высовываются скульптурные персонажи. Эти окна имеют пышные обрамления в виде колонок, стрельчатых арок и различных архитектурных украшений в стиле пламенеющей готики.