Готика

Готическая архитектура в Англии

Готическая архитектура в Англии
Оценить статью

1357164908_10394102_7203373761Распространение готической архитектуры в Англии в XIII в. совпадает, как и во Франции, с укреплением королевской власти (связанная с Францией династия Плантагенетов правила в 1154-1399 гг.), с ростом городов, развитием торговли и ремесел. Каждый достаточно крупный город стремился построить на французский манер новый большой собор или перестроить согласно новым требованиям старый романский. Престиж города часто напрямую связывали с размером и красотой храма.

Хронологическое развитие готики в Англии также принято разделять на три периода: XIII в. — ранний стиль (или, по очертанию арок и проемов, ланцетовидный), XIV в. — зрелый стиль (или украшенный), XV в. — поздний стиль (или перпендикулярный). Каждый из этих периодов имеет свои особенности, но всем им присущ ряд общих черт, специфических именно для английской готики и отличающих ее от архитектуры того же времени других стран.

Интерьеры кафедральных соборов Англии — обычно длиннее, чем во Франции (около 150 м), и не такие высокие. В связи с этим их центральный неф менее освещен, а аркбутаны расположены довольно низко или спрятаны под кровлю боковых нефов.

Часто хор не имеет абсиды с капеллами, а оканчивается прямой стенкой с круглой розой витража. В крупных соборах к трансепту, как правило, пристраивали восьмиугольный в плане, хорошо освещенный огромными окнами зал капитула, в котором нервюрные своды опирались на единственную колонну в центре зала. При перестройке хора в базиликах нередко создавали второй трансепт.

В отличие от Франции фасады английских церквей менее органично связаны со структурой их интерьеров и представляют собой широкие (шире трехнефного тела самого здания) каменные экраны, в которых расположены ниши со скульптурами. Особым своеобразием английской готики являются своды, усложненные большим количеством нервюр, причем нервюрная сеть часто получает скорее декоративную, нежели конструктивную трактовку. В ранней готике наряду с простыми диагональными нервюрами (например, в соборе в Кентербери 1070-1503 гг.) начинают вводиться дополнительные нервюры (лиерны) и промежуточные вспомогательные нервюры (тьерсоны), поддерживающие лиерны в их центре.

Свод получает звездообразный рисунок. В XIV в. значительное распространение получают веерные своды, в пятах которых концентрируется пучок нервюр, расходящихся вверх в виде веера (например, в соборах в Эксетере 1327-1369 гг., в Линкольне 1075-1380 гг.). Дальнейшее усложнение переплетений нервюр (большое количество тьерсонов и поперечных нервюр — т. н. контрлиерн) приводит к появлению сетчатых сводов с изощренной комбинацией распалубок. В периоды ранней и украшенной готики конструкция сводов сохраняет каркасную тектоническую основу (нервюрный скелет и его заполнение лотками).

В XV в. нервюры начинают включаться в массив кладки свода, превращаясь в его скульптурное украшение. Иногда наряду с множеством чисто декоративных бутафорских нервюр вводили несколько настоящих, конструктивных.

Порой нервюры и особенно их замковые камни, которые в период перпендикулярного стиля начали принимать характер каменных сталактитов, подвешивали к фермам кровли. В конце XV в. появились воронкообразные своды, в которых о конструктивных нервюрах в тромпах напоминает только орнаментальная профилировка их поверхности (например, в капелле Генриха VII в Вестминстере).

Декоративные поиски английской готики в большой степени облегчал широко использовавшийся в строительстве с XII в. местный пербекский мрамор, хорошо поддающийся резьбе. Особенно насыщены, а часто и перегружены архитектурно-скульптурной пластикой интерьеры перпендикулярного стиля. В них все поверхности превращены в сплошной декоративный наряд, преобладает вертикальная устремленность полуколонн и всевозможных выступов, не имеющих конструктивного или функционального назначения.

Хотя Англия не является родиной готики, первый в Европе нервюрный свод был создан именно там. В 1130-1133 гг. главный неф собора в Дареме был перекрыт нервюрным крестовым сводом, соответствовавшим понятию готической конструкции. Этот пример из-за социально-политической нестабильности Англии того времени остался единичным.