Готика

Готическая архитектура в Германии

Готическая архитектура в Германии
Оценить статью

gal11Распространение готической архитектуры в Германии запаздывало по отношению к Франции и Англии, что связано со значительной властью феодалов и более медленными темпами развития городов, ремесел и торговли. Ранние готические церкви здесь появились в первой половине XIII в., хотя отдельные приемы готической конструкции (нервюрные своды, стрельчатые арки) вводились еще в XII в. в перестраиваемых романских храмах Рейнской архитектурной школы. Рождение и развитие готической архитектуры в Германии проходило под сильным влиянием Франции, которое наслаивалось на местные романские традиции.

Особенно заметно это влияние в постройках Рейнской области, где кроме конструктивной триады «нервюрный свод — аркбутан — контрфорс» часто встречаются готические обрастающие полуколоннами устои, кольцевые обходы вокруг алтаря и галереи трифория. В северной Германии получила распространение кирпичная готика, почти не встречающаяся во Франции и в Англии. Типичными для немецких церковных построек являются базилики, западный фасад которых имеет не две башни, соответствующие боковым нефам, а одну высокую ажурную башню в центре, причем роза в западном торце центрального нефа часто заменяется стрельчатым окном (например, соборы в Фрайбурге 1260-1350 гг., в Ульме ХІV-ХVІ вв.). Наряду с базиликами уже в раннеготический период в Баварии, Франконии, Саксонии и Австрии строились зальные церкви с одинаковой или почти одинаковой высотой нефов.

Этот тип построек, получивший название особой готики, завоевал ведущее положение в культовом зодчестве. Такой подход использовали для возведения и крупных кафедральных соборов (например, собора Св. Стефана в Вене), и рядовых сельских церквей.

Особая готика характеризуется свободным, легко обозреваемым светлым внутренним пространством, лишенным той динамичной устремленности от входной части к алтарю и экспрессии контрастов естественного освещения разных частей интерьера, которые присущи церквям с базиликальной структурой. Подобный лишенный элементов мистической экзальтации, более рационалистичный тип интерьеров (в зальных постройках отовсюду хорошо виден алтарь, упрощена конструктивная система, так как отпадает необходимость в аркбутанах) вполне соответствовал прагматичному мышлению немецких бюргеров.

Отличительными и характерными чертами интерьеров зальных церквей поздней готики становятся также тонкие опоры и сложная сеть звездчатых, сетчатых и сотовых сводов. Опоры имели вид пучка колонок (иногда витых) либо простых круглых или восьмигранных столбов, лишенных капителей. Нервюры зрительно вырастали из этих столбов либо врезались в них. Наряду с одно — и трехнефными довольно часто встречаются двухнефные постройки с центральным рядом опор и без трансепта.

В Тироле встречаются зальные церкви с четырьмя нефами. В особой готике в качестве строительных материалов наряду с камнем использовался и кирпич, причем в интерьерах эти материалы могли покрывать штукатуркой, а иногда и расписывать.

В небольших приходских церквях Австрии колористическое решение интерьеров часто основывалось на сочетании белой штукатурки стен и сводов с более темной графикой обнаженного камня в столбах и нервюрах (церкви в Лассинге, Нидерхофене, Пюрге, Гайсхорне). Обилие небольших сельских позднеготических церквей является отличительной чертой австрийской и немецкой архитектуры (в отличие от Франции и Англии, где готический стиль связывают в первую очередь с крупными городскими соборами).