Post Type

Готическая архитектура во Франции

Оценить статью

23Франция — родина готической архитектуры, которую в период Средневековья в других европейских странах называли строительством на французский лад. Первые готические церкви были построены в Иль-де-Франсе — домене короля. С распространением королевской власти на соседние области и с интенсивным социально-экономическим развитием городов распространялась и готическая архитектура. Вслед за Парижским районом систему уравновешивания, основанную на передаче распора при помощи нервюрных сводов и аркбутанов, стали применять в Пикардии, Шампани, Суассонской и Лаонской областях.

Ранние памятники готической архитектуры имеют ряд романских черт. В первой готической церкви Парижа Сен-Пьер-де-Монмартр (1134-1147 гг.) еще сохраняются массивные каменные стены под сводами центрального нефа, в которых пробиты небольшие, как в романский период, окна с романским же полуциркульным завершением.

Чисто готическим в этом интерьере является крестовый свод, разложенный на несущий арочный каркас нервюр, и его легкое заполнение лотками. Стрельчатая форма арок и сводов, появившаяся в силу статической необходимости (уменьшение распора), применяется первое время только в тектонически активной каркасной конструкции.

В остальных частях (входные порталы, окна, трифорий) продолжает использоваться полуциркульная форма арок (парижская церковь Сен-Жюльен-ле-Повр 1170-1220 гг., аббатская церковь Сен-Дени под Парижем 1137-1140 гг., собор в Лаоне 1150-1200 гг. и др.). В XIII в. стрельчатая форма окончательно входит в моду и применяется повсеместно. Как романское наследие можно рассматривать наличие крипты и эмпор в ранних готических церквях (например, крипты в церкви Сен-Дени, в соборах Шартра и Буржа, эмпор собора Парижской Богоматери и собора в Лаоне). В более поздних церквях крипта и эмпоры были упразднены.

В начальный период готики прослеживалась и тенденция исчезновения трансепта, который в кафедральном соборе не был функционально необходим (в отличие от романских церквей, где он предназначался для клира). Так, в соборе Парижской Богоматери трансепт еле выделен в плане, а в соборах Буржа и Манта вообще отсутствует.

В XIII в. трансепт снова входит в употребление как часть собора, освященная традицией и осмысленная символически (план в виде латинского креста). Развитие культа святых закрепило сложившийся еще в романскую эпоху в бургундской и овернской школах кольцевой обход алтаря с венцом капелл (деамбулаторий). Дополнительные капеллы иногда создавались и вдоль нефов.

В соборе Парижской Богоматери после достройки в 1240 г. стены боковых нефов были разобраны и перенесены вровень с контрфорсами, чтобы ранее не использовавшееся пространство между ними вошло в интерьер в виде капелл.