Готика

Готическая культура в Испании

Готическая культура в Испании
Оценить статью

7В Испании формирование готической архитектуры, кроме общеевропейских факторов, связано с последним этапом реконкисты — освободительной борьбы против арабских завоевателей. Эта борьба велась под знаменем церкви, что сопровождалось возрастанием роли католицизма и религиозным фанатизмом. Вместе с тем огромное влияние на становление средневекового искусства Испании и особенно ее южных областей оказала мавританская культура.

В Кастилии, расположенной на севере, были более сильны влияния Центральной Франции, а Каталония близка к культуре Южной Франции и Италии. Пестрота всех этих влияний обусловила ярко выраженную стилистическую неоднородность готической архитектуры Испании. Готическая конструктивная система пришла в Испанию в XIII в. через монашеский орден цистерцианцев и приглашенных из Франции мастеров.

Повсеместно был заимствован тип плана северофранцузских кафедральных соборов с круговым обходом алтаря и венцом капелл. С конца XIV в. базиликальная система уступает место зальным церквям, обеспечивающим хорошую обозреваемость больших пространств.

В Средней и Южной Испании план зальных церквей расширяется до пяти-семи нефов, из которых средний и трансепт — незначительно шире и выше остальных, а восточная часть обычно оканчивается прямой стеной. Такая композиция сложилась под влиянием мавританских колонных мечетей.

Наиболее ранние произведения готической архитектуры Испании — соборы в Леоне, Бургосе и Толедо. Ближе всех к французским образцам находится Леонский собор (XIII-XIV вв.), часто расцениваемый как целиком французская постройка на испанской земле. Его план воспроизводит структуру собора в Реймсе.

Как и во французской высокой готике, стены собора уступили место огромным витражам, занимающим все пространство между несущим каркасом. В этом отношении собор в Леоне отличается от большинства испанских церквей, в которых сохранялись значительные поверхности стен, а окна делались относительно небольшими.

Специфической испанской чертой интерьера этого собора является перекрытие средокрестия куполом на парусах. Такое решение встречается довольно часто (соборы в Бургосе, Севилье и др.). В Восточной Испании (Каталония, Арагон, Валенсия) арабские мастера создавали церкви, в которых наряду с готическими использовались мавританские конструктивные и декоративные приемы (стиль мудехар). Наиболее распространенным материалом в этих областях был кирпич, из которого выкладывали разнообразные орнаментальные мотивы.

В интерьерах часто применялась резьба по алебастру и стуку (церкви Сан-Сальвадор и Сан-Мартин в Теруэле и др.).