Готика

Готические церкви

Готические церкви
Оценить статью

vnc28Полы готических церквей выполнялись из камня или глазурованных плиток. Встречается мощение из разноцветных мраморных плит (чаще всего сочетание светло-серого и темного мрамора, например в Амьенском соборе). При входе в собор иногда выполнялись лабиринты — узоры на полу с портретами архитекторов, создавших собор (лучше всего сохранились такие лабиринты на полу Шартрского собора). Иногда врезанный рельеф каменных плит заливали цветным цементом.

Отсутствие яркой полихромии в отделке стен большинства французских готических церквей компенсировалось витражами, составлявшими главный элемент цветового убранства их интерьеров. Свет, проходя сквозь витражи, окрашивался и, падая на каменные стены, заставлял их вспыхивать разноцветными бликами.

Витраж связан с самой сущностью готического собора в той мере, в какой собор стремится создать изменчивую и окрашенную светом атмосферу в интерьере. Поскольку церковь символически осмысливалась по богослову Аврелию Августину как град Божий, витраж (наряду со скульптурой) служил основным средством создания этого образа и разъяснения его основных элементов верующим (Библия в картинах).

В абсиде витражи обычно «рассказывали» историю жизни Христа, в капеллах — жития святых и притчи, в витражах нефов помещали фигуры апостолов, пророков и святых. Основные членения витражей готических соборов определяются рисунком каменных переплетов.

Ранние готические витражи представляют собой стеклянную мозаику, в которой кусочки стекла, вставленные в свинцовую оправу, образуют общую композицию. Допускалось дорисовывание по стеклу отдельных небольших деталей (руки, лица и т. п.). Витражи ХП-ХШ вв. отличались яркими цветами и насыщенными тонами. Интенсивный красный и синий цвета фона придавали им особую динамичность и нарядность, но скрадывали дневной свет.

Шартрский собор, церковь в Сен-Дени и парижская Сент-Шапель сохранили до наших дней шедевры витражного искусства этого периода. В конце XIII в. для лучшего освещения интерьеров цветные фоны витражей начинают заменять на стекла опалового тона, на которых яркими крупными силуэтами выделяются изображения.

В период пламенеющей готики витражи теряют яркий полихромный характер, их рисунок становится более натуралистичным, мелким и светлым по тону. Для изображения фигур художники пользуются не столько графикой свинцовой оправы, сколько рисунком краской по стеклу.

Многофигурные сложные композиции, занимающие всю площадь окон, уже не связываются непосредственно с их каменными переплетами, а сам витраж обретает характер скорее живописи на стекле, чем мозаики из стекла, как в ранне-готический период. Скульптура готических соборов сосредотачивается преимущественно на их фасадах (фигуры святых в порталах, галерея королей в посвященных мадонне соборах, изображения Страшного суда или Христа с евангелистами на дверных тимпанах, химеры-водостоки и т. д.). В интерьерах скульптуры гораздо меньше, и сосредотачивается она преимущественно на круговой ог^ раде алтаря.

Сюжеты — сцены из жизни Христа или тех святых, которым посвящена церковь. Лицевая сторона каменных алтарных преград представляет собой сложную архитектурно-скульптурную декорацию с глухим цоколем и затейливо разработанной верхней частью — обычно в виде миниатюрных форм церковной архитектуры (стрельчатых арок, витражных переплетов, декоративных башенок, краббов, вимпергов и др.). Под игрушечными арками как бы живут, двигаются и общаются между собой библейские персонажи в отведенном им игрушечном интерьерном пространстве. Натуралистичность моделировки и театрализованная бутафорность этой наполненной скульптурами ограды аналогичны тем художественным средствам и приемам, которые будут распространены в эпоху барокко.

Наиболее интересными и показательными произведениями такого рода являются ограды хора соборов в Шартре и в Амьене. Местом размещения скульптур в интерьерах готических церквей могли быть также опорные стол бы и полуколонны.

Статуи обычно устанавливали на заложенные в кладке консоли, а над ними размещался такой же консольный каменный балдахин. Искусственное освещение готических культовых интерьеров осуществлялось в основном при помощи люстр, для подвески которых предусматривали отверстия в замковых камнях нервюр. Как и в романский период, люстры обычно представляли собой висящий на цепях металлический обруч, к которому крепились чашки для свечей.

Их готическая орнаментация стала более изящной и утонченной. Обручи или чашки могли иметь подзоры и украшаться декоративными металлическими деталями, формы которых были навеяны каменной архитектурой. При необходимости быстрого изготовления люстр их делали из дерева в виде крестовины, на концах ветвей которой устанавливали свечи.

Интерьеры церквей освещались также железными стоячими светильниками, размещавшимися в алтарных частях. Они обычно имели один главный вертикальный стержень, к которому прикрепляли при помощи изогнутых прутьев несколько уменьшающихся кверху круглых или многогранных обручей со свечами. Подставка также выполнялась в виде широкого обруча.