Готика

Готические колонны

Готические колонны
Оценить статью

Saint-Denis_-_Basilique_-_Extérieur_façade_ouestНервюрный свод, одно из важнейших нововведений готики, имеет ряд преимуществ перед романскими сводами: он уменьшает распор, направляет его в определенные точки и позволяет перекрывать пространства сложной конфигурации. Нервюры в нем являются конструктивным каркасом, на который ложатся несвязанные распалубки. В крестовом нервюрном своде диагональные арки обычно имеют полуциркульное очертание, а боковые — стрельчатое.

Одной секции крестового свода в период ранней готики соответствуют две секции боковых нефов (связанная система, например в соборе в Лаоне, церкви Сен-Дени, соборе Богоматери в Париже). С XIII в. своды центрального нефа делают той же ширины, что и в боковых нефах (т. е. они принимают в плане форму вытянутого прямоугольника). Нервюрная сеть XIII в. ограничивалась поперечными и диагональными арками.

В средокрестии Амьенского собора впервые появились дополнительные диагональные нервюры (лиерны) и промежуточные (тьерсоны), которые разбивали большую поверхность на более мелкие секторы. Затейливая графика арок, получаемая при усложнении нервюрной сети, в период поздней готики осмысливается как чисто декоративная. Кроме статически необходимых нервюр, вводятся дополнительные членения, бесполезные в конструктивном отношении и рассчитанные только на художественный эффект.

Переплетающиеся пучки нервюр со свисающими замковыми камнями становятся одной из отличительных черт пламенеющей готики. Трифорий, применявшийся еще в романский период в Бургундии, становится неотъемлемой частью больших готических соборов.

Чаще всего он решается в виде арочной служебной галереи, предназначенной для прохода по периметру собора и дающей представление об истинных размерах интерьера. Во второй половине XIII в. трифорий начинают делать сквозными и светлыми, заменяя заднюю глухую стену на застекленную аркатуру. Это стало возможным благодаря упразднению высокого чердачного пространства над боковыми нефами и замене односкатной кровли над ними на шатровую.

Светлый трифорий создал дополнительные художественные эффекты в интерьере: образовалась изящная игра светотени в «накладывающихся» друг на друга аркадах, увеличилась освещенность внутреннего пространства. В период пламенеющей готики трифорий исчез, а оконные витражи заполнили все пространство между несущим каркасом стен. Стены в интерьерах большинства французских готических соборов ничем не облицовывали.

Их каменная кладка была однородной по всей толщине. Швы кладки соответствовали отдельным законченным мотивам скульптурного декора (как в предыдущий романский период) и были элементами масштабного отсчета, дающими реальное представление о размерах отдельных архитектурных частей. Покраска и роспись стен встречаются лишь в виде исключения (например, в королевской церкви Сент-Шапель в Париже).

Изредка использовалась подкраска отдельных деталей (капителей, замковых камней, нервюр). Иногда на стенах боковых нефов развешивали различные ковры и ткани (например, в соборах Реймса и Анжера).