Готика

Интерьер помещичьего дома

Интерьер помещичьего дома
Оценить статью

1342-2В период поздней готики в употребление входят деревянные филенчатые панели, которыми облицовывали стены на всю или, в высоких помещениях, на часть их высоты. Особенно часто их использовали в Англии, Франции, Германии и Швейцарии. На Юге (в Италии, Испании, Южной Франции) деревянная обшивка стен встречается редко. Полы в парадных интерьерах замков выполнялись из каменных плит, деревянных досок, уложенного в елочку кирпича, а также керамических расписных плиток, покрытых глазурью.

Плитки, покрытые одноцветными глазурями, могли укладываться в шахматном порядке. Кроме того, использовалась расписная керамика с изображениями геометрических и флоральных узоров, зверей, птиц, геральдики. Применялись и наборы из четырех-шестнадцати плиток, складываемых в общий рисунок.

Иногда полы жилых покоев застилали коврами, в том числе персидскими и даже выделанными из кожи (например, в гардеробной английского короля Генриха IV). Наиболее распространенными были коврики, плетенные из тростника (т. н. египетские коврики), которые могли сшиваться до размера комнаты. Поскольку на протяжении всего Средневековья каменные стены делались очень толстыми, в готический период сохранился обычай устраивать перед окнами ниши, поднятые на одну или несколько ступеней и оснащенные каменными скамьями в откосах проема, с которых открывался вид на улицу или природное окружение. Окна в готический период обычно имели оконные коробки и ставни, расположенные с внутренней стороны.

Оконные створки могли раскрываться или опускаться (последние особенно часто встречаются в Англии) и состояли из небольших кусков стекла в свинцовой оправе. Цветные витражи, один из главных монументально-декоративных компонентов культовых интерьеров, встречаются в светских парадных залах и жилых комнатах как отдельные клейма, окруженные более прозрачным и бесцветным стеклом.

Искусственное освещение парадных интерьеров средневековых замков и дворцов осуществлялось исключительно при помощи открытого огня каминов, факелов или специальных осветительных приборов — люстр, стенников (бра) и канделябров. Факелы раннего Средневековья, состоявшие из скрученных смолистых веток и выделявшие много дыма и копоти, с XIII в. уступили место факелам в виде пучков сальных или восковых свечей.

Использовались факелы при торжественных церемониях, в том числе во время пиров. При дворе герцога Бургундии, например, каждое подаваемое на стол блюдо сопровождали два факелоносца (спереди и сзади блюда). Зачастую факелоносцы сопровождали танцы, причем перед наиболее знатными особами танцевали два рыцаря с факелами (например, перед французским королем Карлом VII с герцогиней Бургундской в 1442 г. в Безансоне).

Масляные лампы, дававшие более тусклый, чем свечи, свет, использовали в период готики преимущественно в жилых и служебных интерьерах.