Готика

Интерьер средневековых замков

Интерьер средневековых замков
Оценить статью

38c70e21d1cbВ Англии встречаются камины с небольшими наклонными колпаками, а также целиком «утопленные» в стене без колпаков. Камерный характер имеют и итальянские камины, у которых относительно небольшие, незначительно выступающие из стены колпаки трапециевидной формы лишены сложного декора (иногда на колпаке размещались живописные геральдические элементы). В XV в. в Германии, Голландии, Швейцарии, Австрии и некоторых странах Центральной Европы получили распространение кафельные печи. Печи, как правило, располагались в углу парадных залов, а их топка могла выноситься в коридор или расположенное рядом подсобное помещение.

Такие печи представляют собой довольно сложные по композиции сооружения, облицованные полихромной керамикой. Так, в Золотой комнате австрийского замка Хоэнзальцбург зальцбургских архиепископов керамическая печь, расположенная на спинах пяти деревянных львов, имеет многоярусную структуру. В нее входят филенчатые рельефные вставки с изображениями цветов, плодов и мифических животных, отделенные ажурными готическими балюстрадами ниши-окна, в которых установлены рельефные фигурки святых, а также консольные балда-хинчики и декоративные башенки, украшенные крестоцветами.

Парадные интерьеры средневековых замков имели довольно разнообразную палитру отделки и оборудования. В отдельных случаях стены представляли собой простую каменную кладку, на которую вешали шпалеры, декоративные ткани (иногда расписанные кистью), оружие, охотничьи трофеи, флаги и геральдические щиты.

Такой тип декора практиковался особенно часто в замках, где хозяева жили не постоянно, а время от времени и где были предпочтительны «мобильные» элементы убранства. Их можно было положить в сундук, увезти в другую пустовавшую резиденцию и быстро преобразить ее при помощи этих предметов. Чаще, однако, стены покрывали побелкой (толченым мелом с водой), оштукатуривали (известь, песок или жженый гипс), а также окрашивали темперной краской.

Росписи по штукатурке иногда были фигуративными (чаще всего в виде фриза в верхней части стены с историческими и религиозными сюжетами, аллегориями, сценами из рыцарских поэм, придворной жизни, изображениями охоты). Господствовали же орнаментальные мотивы, часто выполняемые по трафарету. Иногда мотивы стенописей заимствовали из иллюминированных красочными миниатюрами и орнаментами рукописей.

Росписи покрывали стены сплошным ковром и были довольно насыщенными по цвету. Яркими красками иногда окрашивали каминные колпаки и потолочные балки.