Готика

Мебель в готическом интерьере

Мебель в готическом интерьере
Оценить статью

Gothic_La-Contessina4Мебель в готических интерьерах обычно расставлялась вдоль стен (за исключением столов). В богатых английских домах обеденный стол часто устанавливали напротив камина с таким расчетом, чтобы хозяева, сидевшие в центре стола, и гости, располагавшиеся справа и слева от них, были обращены лицом к огню. Хозяева обычно сидели на креслах с высокими спинками, а гости — на табуретах и скамьях, но могли опираться спиной на стены. Известны также лавки со спинками, в том числе перекидными, позволявшими по-разному ориентировать сидящих людей без перестановки этих лавок.

В типологическом отношении готическая мебель принципиально не отличается от романской. В жилых, деловых и парадных интерьерах использовались кресла, стулья, табуреты, лавки, кровати, столы (не только обеденные, но и специальные письменные). Главным предметом корпусной мебели оставался сундук, но большее распространение получили шкафы.

Появились новые типы столовой мебели — буфеты и дрессуары — резные «родственники» сервантов. Материалом для мебели служило дерево местных пород: на севере Европы (особенно в Англии) — дуб, позволяющий активно использовать тонкую резьбу, на юге — чаще хвойные породы, изделия из которых могли покрывать неглубокими резными орнаментами и окрашивать (особенно в альпийских странах, где излюбленными цветами были зеленый и красный).

Значительные изменения произошли в конструкции мебели: вместо практиковавшегося в романский период соединения отдельных частей при помощи шпонок и кованых металлических накладок столяр (а не плотник) собирал каркас из брусков, в который вставлялись тонкие филенки, покрытые резьбой. Мотивами резьбы были детали церковной и крепостной архитектуры (переплеты витражей, розы, стрельчатые арки, крестоцветы и др.). Использовались растительный орнамент, который отличался натуралистичностью (виноградные листья и грозди, листья чертополоха, цветы, гирлянды, завитки, розетки, декоративные щиты), ленточное плетение, ткань или пергамент, собранные в складки, а также свитки кожи с закрученными краями. В поздней готике в деревянной резьбе появились изображения человеческих фигур.

Декоративными элементами были также петли и замки корпусной мебели. Во Франции основной формой кресла в готический период становится сундук с приделанными к нему глухими подлокотниками и высокой спинкой, иногда заканчивающейся карнизом или балдахином с архитектурными украшениями.

Сиденье обычно делали подъемным, спинку и нижний ящик украшали растительным орнаментом или филенками с резьбой «складки пергамента». Для сидящего человека такие монументальные и представительные кресла-сундуки были неудобны (жесткое дощатое сиденье, невозможность отвести ноги назад).

В период поздней готики разные страны Европы заимствовали из Италии тип разгибного стула и кресла (иногда стулья имитировали разгибную форму). В Англии кресла и стулья часто имели легкий ажурный каркас из точеных ножек, проног (брусков, связывающих ножки), подлокотников и спинок.

Для сидения часто использовали сундуки, расставляемые вдоль стен. Наряду с романской дощатой конструкцией сундуков в готический период появились сундуки с рамочно-филенчатой вязкой, в которых филенки украшали резным орнаментом и иногда покраской.

Готические столы имели в качестве опоры вертикальные резные щиты, скрепленные царгами. В коробке подстолья могли устраиваться выдвижные ящики.

Иногда письменные столы имели подъемную доску, под которой располагались маленькие выдвижные ящички для хранения бумаг и письменных принадлежностей. Обеденные столы часто делали разборными — в виде досок, положенных на козлы.

Удобство таких столов заключалось в их мобильности, возможности быстро оборудовать интерьер для трапезы разного количества людей, а также компактности хранения. Под скатертями незамысловатость их конструкции не была видна.

Готические шкафы чаще всего делали двухъярусными с четырьмя-восемью дверками, нередко напоминающими своей формой поставленные друг на друга сундуки (встречаются шкафы с коваными железными ручками по бокам каждого яруса, как у сундуков). В широком поясе между двумя ярусами могли находиться выдвижные ящики. На севере Европы преобладали шкафы с большими дверцами на всю лицевую поверхность.

Филенки, а иногда и рамы шкафов покрывались резьбой. В готический период появились шкафы для посуды, буфеты, в которых нередко сочетались закрытые ящики с дверцами и открытые дощатые полки для выкладки парадной посуды (иногда — в виде уступчатой горки). Такие буфеты обычно имели длинные ножки, а их верхняя часть заканчивалась декоративным навесом-балдахином (раннеготические английские и голландские буфеты-креденцы выглядели как сундуки с дверцами, поставленные на высокие ножки).

Близкими по форме к буфетам были распространенные во Франции дрессуары — открытые подставки или горки для посуды на высоких ножках. Кровати в период готики, как правило, снабжались балдахинами и занавесями для отгораживания ложа и создания большего уюта. Балдахины могли опираться на стойки кровати или подвешиваться к стенам комнаты.

Значительным национальным своеобразием характеризуется итальянская готическая мебель. В Италии появился новый тип складного стула и кресла, сиденье которых состоит из четырехгранных планок, а форма Х-образных ножек напоминает раскрытые ножницы.