Готика

Монастырская церковь в Белеме

0_430cd_3ab97f9d_XLВ XV в. в Испании расцветает богатый и пышный позднеготический стиль «эстило фло-ридо». Он характеризуется сочетанием готических черт не только с мавританскими декоративными формами, но и с отдельными ренессансными мотивами, которые проникали в Испанию из Италии. Часто этот нарядный и изощренный архитектурный декор называют стилем платереско, т. е. ювелирным стилем, из-за близости его форм к характеру художественных работ по металлу в раннем итальянском Ренессансе. В культовых интерьерах используется много декоративной пластики: например, это резные деревянные скамьи, мраморные гробницы и особенно ретабло — огромные заалтарные декоративные сооружения из мрамора, алебастра или дерева.

Такие сооружения обычно имеют архитектурное обрамление, а их центральная часть сплошь покрыта скульптурой, иногда с применением раскраски и позолоты. Встречаются также ретабло, в которые, кроме скульптуры, вкомпонованы живописные вставки.

Стилистическая неоднородность средневековой архитектуры разных областей Испании в позднеготический период нивелируется в результате объединения страны и развития единой национальной культуры. Зальные церкви достигают огромных размеров, причем внутреннее пространство увеличивается преимущественно в ширину: либо количество нефов доводится до пяти с дополнительными капеллами по бокам (например, соборы в Сарагоссе, Севилье, Сеговии), либо увеличивается пролет самого свода при одно-нефной структуре (церковь Санта-Мария дель Пино в Барселоне, собор в Жероне, церковь Сан-Жуан де Лос Рейес в Толедо и др.). Пролет крестового свода собора в Жероне, достигающий 24 м, является самым крупным в западноевропейском готическом искусстве.

Португальская готика представлена в основном не кафедральными соборами, а монастырскими и приходскими церквями. Встречаются как базилики, так и зальные интерьеры (монастырская церковь в Белеме,  начало XVI в.). Особенно широкое распространение зальные пространства получают в эпоху поздней готики, почти такой же пышной и цветистой, как в Испании. Своды позднеготических церквей покрываются прихотливой вязью нервюр, а опоры получают не только вертикальную профилировку, но и горизонтальные членения декоративными поясками, промежутки между которыми заполнены мелким рельефом.

В Северной и Центральной Европе готическая архитектура приближается к французским, английским и немецким образцам. Бельгийская (фландрийская) архитектура непосредственно примыкает к северофранцузской. Наиболее значительный памятник готической архитектуры, собор СантТюдюл в Брюсселе (начало строительства — 1226 г.), представляет собой в плане интерпретацию Реймсского собора.

От плана Амьенского собора отталкивались строители церквей Сен-Мартен в Ипре, Брюгге (1239-1297 гг.), соборов в Левене (XIV в.) и Турне (1242-1338 гг.). В Голландии готические церкви гораздо скромнее и меньше по размерам. Основным строительным материалом здесь был кирпич, в связи с чем архитектурные формы в интерьерах — более простые и строгие (гладкие стены, круглые столбы вместо пучков колонок, своды иногда заменены плоскими покрытиями, встречаются также крестовые куполовидные своды).

В решении плана использовались либо французские модели с кольцевым обходом алтаря, либо английские — с прямоугольным хором (церкви в Амстердаме, Гарлеме, Дортрахте, Лейдене и др.).