Готика

Новые типы общественных сооружений

Новые типы общественных сооружений
Оценить статью

HospicesBeaune1В ХIII-ХV вв. во многих западноевропейских городах появляются новые типы общественных сооружений: ратуши, цеховые дома, дворцы Правосудия, странноприимные дома. Наибольшее развитие ратуши как элемент престижа города и символ его независимости получили в экономически развитых областях Северной Франции, Фландрии, Швейцарии и Италии. Обычно это были двух-четырехэтажные дома, иногда — с башней бефруа, возвышающейся над крышей. Первый этаж мог быть арочной торговой галереей, за которой располагались подсобные помещения.

На втором, наиболее высоком этаже находился зал заседаний, выходивший окнами на городскую улицу или площадь. В трактовке архитектурных деталей и отделке интерьеров использовались стилистические мотивы и композиционные приемы культовой и дворцовой архитектуры (нервюрные своды, балочные потолки, обивка стен деревянными панелями, иногда росписи).

Наиболее крупные ратуши были построены в Аррасе (1501-1554 гг.), Компьене (начало XVI в.), Брюгге (1375-1421 гг.), Сен-Кантене (1509 г.), Лувене (1448-1463 гг.), Базеле (1504-1514 гг.), Брюсселе (1404-1455 гг.). Выдающимся памятником средневековой гражданской архитектуры является больница в бургундском городе Боне, основанная в 1443 г. Четыре ее корпуса с разным назначением (больничная палата, капелла, аптека, кухни, зал Совета администрации и др.) сгруппированы вокруг благоустроенного внутреннего двора. Два корпуса со стороны двора представляют собой квинтэссенцию пластической и пространственной усложненности, декоративности и легкости архитектурных форм поздней готики. На уровнях первого и второго этажей находятся открытые галереи с фахверковым ограждением, поддерживаемые деревянными столбами.

Кровли, занимающие большую часть высоты, прорезаны ажурными навесами, мансардными окнами и каминными трубами. Особую живописность интерьеру внутреннего двора придает покрытие крыш разноцветной черепицей, из которой выкладывались геометрические орнаменты, образующие огромные наклонные панно.

Сам корпус больничной палаты — более глухой. В его едином, вытянутом в длину пространстве находится также капелла, акцентированная в алтарной части большим цветным витражом. Интерьер капеллы отделен от остального пространства лишь относительно невысокой перегородкой-ширмой.

Каменные стены перекрыты расписным деревянным сводом с затяжками, имеющими центральные стойки. Интерьер больничной палаты решен для своего времени очень рационально. Кровати, расставленные вдоль стен, имеют вид отдельных сблокированных кабин, которые могли задергиваться шторами для изоляции пациентов от остальной части палаты.

Перед каждой кроватью-кабиной стояли стол и стул. Расположенные довольно высоко окна позволяли освещать и проветривать помещение, не стесняя больных. Нахождение капеллы в едином пространстве с палатой также было функционально оправданно, так как религия играла огромную роль в жизни средневекового общества, а в жизненных ситуациях, связанных с болезнями и лишениями, к ней обращались особенно часто.

Впоследствии композиционные приемы организации интерьеров бонской больницы были общеупотребительными в больничном строительстве на протяжении четырех веков.