Готика

Папский дворец в Авиньоне

Папский дворец в Авиньоне
Оценить статью

2111Папский дворец в Авиньоне строился в два этапа с последующими добавлениями и переделками. Старый дворец (1334-1342 гг., архитектор Пьер Пуассон) представляет собой блок корпусов, окружавших внутренний трапециевидный двор, в углах которого возвышались башни. К одному из корпусов с Башней ангелов, выходившему за пределы замкнутого объема, в 1359-1370 гг. были пристроены здания Нового дворца (архитектор Жан де Лубьер), которые сформировали второй внутренний двор. Дворец был сильно укрепленной и благоустроенной крепостью: его окружали рвы (впоследствии засыпанные), многочисленные башни с машикулями, стены около 3 м толщиной имели откосы в нижней части, кухни с огромными очагами снабжались водой при помощи специального водопровода из свинца и олова.

Расположенные вокруг внутренних дворов парадные, жилые и культовые интерьеры дворца перекрыты преимущественно нервюрными сводами или балочными потолками. Их достопримечательностью является монументально-декоративная живопись, выполненная итальянскими и французскими художниками. Стены жилой комнаты в Башне ангелов расписаны большими орнаментальными виноградными лозами.

Цоколь росписи воспроизводит мотивы занавеса, а верхний фриз с клеймами в виде четырехлистников включает в себя фигурные изображения. Фрески XIV в., украшающие стены Гардеробной башни, принадлежат к лучшим произведениям сиенской готической школы.

Нетрадиционно для Франции живописное убранство придворной капеллы: росписи на библейские сюжеты покрывают сплошным ковром не только стены, но и распалубки нервюрных сводов и даже откосы окон, причем в их колористическую композицию включены покрашенные в красный цвет нервюры и другие архитектурные детали. Одним из знаменитых позднеготических дворцов-крепостей является французский замок Пьерфон, построенный в 1390-1420 гг. для Людовика Орлеанского. Его внешнему объему, полностью соответствовавшему требованиям фортификации (ров, подъемный мост, гладкие стены без окон в нижней части, крепостные башни), контрастно противопоставлены открытые светские фасады флигелей разного назначения с большими порталами и аркадами, расположенных вокруг внутреннего двора-площади.

Интерьеры залов, предназначенных для помпезных церемоний, отличаются большими пространствами и полихромией отделки. В Пьерфоне, как и в других крупных позднеготических замках, таких залов несколько.

Очень характерен сложившийся в этот период тип длинной парадной галереи со сплошным фронтом окон с одной или двух сторон. Парадная галерея Пьерфона (Зал праздников) имела в одном торце над дверями антресоли для музыкантов. Почти весь торец противоположной стены занимал огромный двойной камин, топка которого была одной высоты с соседними дверями, а каменный колпак, украшенный мотивами крепостной архитектуры и статуями в нишах, едва не доходил до высокого полуциркульного свода над галереей.

Нижние части стен были облицованы деревянными филенчатыми панелями, а верхние — покрыты орнаментальной росписью по трафарету. Цветной орнамент покрывал также потолок и детали камина. Сходные приемы внутренней отделки использованы и в Зале приемов.

Он перекрыт полихромным балочным потолком, отапливается крупным камином и имеет ниши в стенах с деревянными встроенными скамьями, являющимися как бы продолжением цокольных деревянных панелей на стенах. Значительное количество облицовок, полиматериальность и красочность отделки парадных интерьеров замка Пьерфон соседствуют с характерными для готики взаимопроникновением элементов конструкции и декора, однородностью каменной кладки скульптурных и архитектурных деталей на фасадах, в служебных и проходных интерьерах (входных вестибюлях, на лестницах, в переходах). Любовь к узорочью, полихромия отделочных материалов, использование монументально-декоративных росписей особенно характерны для готических дворцовых интерьеров Италии.

Наиболее яркий, показательный и хорошо сохранившийся пример – палаццо Даванцати во Флоренции, отделка интерьеров которого была выполнена в XIV в. Расписные деревянные балки потолков, фрески и цветные узоры на стенах составляют главную декоративную тему многих залов этого дворца. Росписи стен обычно состоят из трех горизонтальных лент, обходящих комнаты по периметру.

Узкая цокольная полоса имеет наиболее простой орнаментальный рисунок. Выше расположено основное поле стены, покрытое ковровой орнаментальной росписью рап-портного характера с изображением геометрических фигур, стилизованных флоральных элементов или геральдики (в основном использованы красный, зеленый и белый цвета).

В некоторых комнатах, например, Зале попугаев, росписи имитируют ткани, которыми «затянут» интерьер (подобные ткани могли развешиваться в интерьерах, особенно зимой для сохранения тепла). Верхняя часть стен занята непрерывным живописным фризом с изобразительными сюжетами. В спальной комнате такой фриз расписан сценами из французского романа «Хозяйка замка Верзи» (в аркадах портика как бы за цоколем фриза находятся поясные фигуры дам и кавалеров на фоне цветов, деревьев и птиц).

Общую насыщенную колористическую гамму интерьера дополняет красно-коричневое мощение пола из поливного кирпича и коричневатый цвет дерева дверей и мебели.