Готика

Сент-Шапель

Сент-Шапель
Оценить статью

bigХронологическое развитие форм готической архитектуры наглядно проявляется во многих деталях интерьера, созданных в разные строительные периоды. Довольно сложный и утонченно-хрупкий рисунок переплетов огромных, диаметром 13 м, оконных роз трансептов, реконструированных в середине XIII в., контрастирует с простотой и массивностью колонн, капителей и круглого трифория XII в. Сверкающие готические розы играли в формировании образа интерьера не меньшую роль, чем в композиции фасадов. Довольно необычно для французской готики решены боксы-капеллы между контрфорсами боковых нефов (1235 г.) и алтарной части (1295 г.), где они входят в общую полукруглую абсиду как пространства между небольшими радиальными стенками, а не как часто использовавшиеся отдельные полуцилиндрические объемы.

Среди многочисленных утрат собора можно отметить разрушенную в XVII в. каменную алтарную преграду, созданную в XIV в. Жаном Рави, и скульптуру (в том числе погребальную), которая располагалась в интерьерах собора до его реставрации. В непосредственной близости от собора Парижской Богоматери на острове Ситэ расположен еще один шедевр готической архитектуры — Сент-Шапель (Святая часовня).

Она была построена в 1245-1248 гг. как домовая церковь королевского дворца выдающимся архитектором того времени Пьером де Монтрей. Сент-Шапель представляет собой относительно небольшую (36 м длиной, 17 м шириной) однонефную постройку, разделенную на два этажа. Цокольный, более низкий этаж предназначался для дворцовой прислуги.

Верхний высокий этаж, соединенный в Средние века с дворцом переходом из открытого нар-текса, был королевской церковью. Интерьеры Сент-Шапели часто сравнивают с ажурным полихромным ларцом. Своды четырех травей взлетают на тонких устоях с полуколоннами на высоту 20 м. Пятнадцатиметровые витражи занимают все пространство между несущим каркасом.

Эти, самые древние в Париже (XIII в.), витражи образуют калейдоскоп ярких насыщенных тонов (преимущественно синих и красных), заполняющих интерьер цветным светом и повествующих о 1300 библейских сценах. Полихромия пронизывает все архитектурные поверхности нижней и верхней часовен.

По слою грунта, наложенному на каменные конструкции, была выполнена роспись подоконных стен темно-красным тоном с частичным покрытием глазурью, инкрустациями из цветного стекла и прослойками позолоты. Цветом выделены и полуколонны (золотые королевские лилии на цветном фоне), статуи на консолях под балдахинами, нервюры и лотки сводов (синий фон с золотыми звездами).

Такая полихромия, соответствовавшая общепринятому символу нарядного многоцветного «града божия», создавала необычайно мажорный архитектурно-художественный образ интерьера и способствовала еще большей зрительной дематериализации его форм, определенной утере ими тектонической выразительности. За слоем краски и инкрустаций перестает восприниматься камень как строительный материал. Некоторые места (например, каменные арки алтарной преграды) кажутся выточенными из дерева и раскрашенными, так как зрительно не отличаются от раскрашенного деревянного кивория в абсиде, под которым хранились святые реликвии.

Среди памятников готической архитектуры, созданных за пределами Парижского района, необходимо отметить соборы Шартра, Реймса, Буржа, Амьена, Бовэ. В Шартре, Реймсе и Амьене соборы получают ряд новых общих черт плана и, соответственно, пространства интерьеров. Трансепт отодвигается ближе к центру и включает в себя не один, а три нефа.

К востоку от трансепта пространство расширяется до пяти нефов, в связи с чем возрастает композиционное значение средокрестия и алтарной части. Круговой обход вокруг хора с венцом полукруглых абсид-капелл характеризуется сложным живописным пространством, воспринимаемым особенно динамично в движении: архитектурные линии, формируемые колоннами, арками и усложненной сетью нервюр, наслаиваются друг на друга и развертывают перед посетителем постоянно меняющиеся картины.