Готика

Шартрский собор

Шартрский собор
Оценить статью

200px-Westfassade_ChartresШартрский собор (1194-1260 гг.) включает в себя отдельные фрагменты (крипту и нижние части западного фасада) ранее стоявшего на этом месте романского собора. Строители отказались от эмпор, заменив их аркадой трифория, обходящего интерьер по периметру. Устои имеют характерный для высокой готики вид круглых столбов с четырьмя приставленными колонками. Всемирную известность Шартрский собор получил благодаря своим замечательным витражам, большинство из которых превосходно сохранились с XIII в. Собор в Реймсе (1211-1311 гг., архитекторы Жан д’Орбэ, Жан ле Лу, Гоше из Реймса, Бернар из Суассона, Робер де Куси), построенный на фундаменте старого романского собора, был традиционным местом коронования французских монархов.

Его уникальность в ряду готических соборов заключается в необычайно сложной и насыщенной архитектурно-скульптурной пластике западного фасада, три портала которого имеют в тимпане витражные розы. Вместе с главной розой центрального нефа и расположенным под ней светлым трифорием они создают в интерьере дополнительное полихромное освещение, акцентируют оси нефов и придают западной торцовой стене характер ажурной решетки, заполненной цветными стеклами (обычно в интерьерах готических церквей западные стены — более глухие и массивные).

Композиционная выразительность западной стены основана и на общности формы витражей, организующих эту стену изнутри и снаружи, связывающих интерьер с внешним пространством, но воспринимаемых различно в интерьере и на фасаде (по принципу «позитив-негатив»). Одно из лучших и классических созданий готической архитектуры — собор в Амьене (1220-1269 гг., архитекторы Робер де Люзарж, Тома и Рене де Кормон), в котором получили развитие принципы построения плана и решения внутреннего пространства, заложенные в Шартрском и Реймском соборах. В Амьенском соборе трансепт еще больше сдвинут к западу (средокрестие совпадает с серединой продольной оси храма, равной длине трансепта).

Значительная высота (18,8 м) и ширина (8,6 м) боковых нефов способствуют устранению впечатления «коридорности». Пространство собора воспринимается как единое и моделированное по схеме: от трехнефной базиликальной входной части — к трехнефному трансепту, плавно перерастающему в пятинефный хор. В хоре боковые нефы, имеющие одинаковую высоту, формируют зальную структуру, окружающую высокий (42,5 м) центральный неф. Сочетание основного базиликального разреза с локальными зальными частями создает сложную, богатую планами взаимосвязь пространств, воспринимаемую при движении как увлекательный архитектурный спектакль. Залитый светом интерьер Амьенского собора поражает не только размерами, но и тонкостью и красотой прорисовки отдельных архитектурных фрагментов и деталей.

Впервые в готике здесь использован звездчатый нервюрный свод в средокрестии, который акцентирует геометрический центр собора. Необычайно ясны и красивы пропорции основных вертикальных членений: на две равные части — декоративный карниз под трифорием, который проходит на половине высоты собора, на три равные части — столбы до пят арок, зона между этими пятами и окнами, опоры между окнами. На три равные части делится также верхняя зона центрального нефа (сквозные трифорий, нижняя часть окон до капителей колонок, верхняя часть окон с розами).

Интерьеры Амьенского собора, как и его фасады, богаты скульптурным декором — алтарная преграда, статуи у столбов на консолях, деревянная скульптура XVI в. в хоре.