Готика

Собор Богоматери в Дижоне

Собор Богоматери в Дижоне
Оценить статью

1024px-Eglise_Notre-Dame_de_DijonКомпозиционная и стилистическая общность культовых интерьеров, возраставшая по мере утверждения готической архитектуры на всей территории Франции, допускала отдельные отступления от общепринятых композиционных схем под влиянием местных традиций или специфических условий строительства. Например, затесненный участок площади, на котором строился собор Богоматери в Дижоне (1230-1251 гг.), отсутствие должного отхода для восприятия целиком всего входного фасада обусловили создание необычной для французской готики композиции: фасад не соответствует структуре находящегося за ним интерьера, являясь своеобразным архитектурно-скульптурным экраном, который прислонен к трехнефному торцу здания. Скульптурный декор представлен в основном многочисленными горизонтальными горгульями, рассчитанными на восприятие снизу, задрав голову. Традиции бургундской архитектурной школы повлияли и на необычное решение средокрестия: нервюрный свод поднят на значительно большую, чем в соседних травеях, высоту, что позволило дополнительно осветить средокрестие огромными окнами образовавшейся над ним башни и акцентировать его как композиционное ядро интерьера.

Основной строительный материал готической культовой архитектуры Франции — камень. Исключения крайне редки, но все же есть. Единственное место, где строительство велось из кирпича, — Альби на юге страны.

Здесь был построен из неоштукатуренного кирпича однонефный собор Сент-Сесиль (1282-1390 гг.), интерьер которого имеет замкнутый, крепостной характер. В Нормандии строительные традиции гражданской архитектуры могли переноситься и на небольшие культовые постройки.

Так в Онфлере церковь Сент-Катрин (XV в.) представляет собой редчайший пример двухнефного интерьера с фахверковым каркасом стен, деревянными столбами по центральной оси храма и деревянными сводами со стропильными затяжками.