Готика

Собор Сент-Этьен в Бурже

Собор Сент-Этьен в Бурже
Оценить статью

45Собор Сент-Этьен в Бурже выделяется из современных ему готических храмов рядом оригинальных черт. Он имеет не три, а пять нефов, которым соответствуют пять различающихся порталов, и лишен трансепта. Такая архаичная часть, как крипта (конец XII в.), сочетается с формами развитой готики (тонкие опоры с приставленными колонками, большие окна), зрительной легкостью и значительными размерами интерьера (124 м в длину, 41 м в ширину, 37 м в высоту).

Благодаря отсутствию эмпор и пятинефной структуре внутреннее пространство имеет ступенчатый характер: от центра пространство соответственно нефам убывает по высоте, боковые нефы, прилегающие к центральному, — очень высокие (21,3 м) и располагают собственным трифорием (наряду с трифорием центрального нефа). Пластика огромного внутреннего пространства, формируемого безупречными по тектонической логике конструкциями, дополняется насыщенными по цвету витражами, часть которых сохранилась до наших дней с XIII в. Вершиной конструктивных достижений является собор в Бовэ (заложен в 1247 г.). При его создании свод был поднят на предельно возможную в истории Средневековья высоту -50 м. Одновременно уменьшились и свелись к предельному минимуму сечения каменного каркаса.

Чтобы добиться такой легкости, был необходим тот богатый строительный опыт, которым французская архитектура уже обладала к середине XIII в. Хор собора в Бовэ — яркий пример конструктивной дерзости, знаний и интуиции строителей периода высокой готики. Безупречно обработанный камень, формирующий огромное внутреннее пространство, зрительно обретает внегравитационные качества.

В едином порыве все линии архитектурных членений устремляются вверх, размывая традиционное представление о несущих и несомых элементах конструкции. Поверхности стен минимальны или вовсе отсутствуют (особенно в алтарной части, где трифорий застеклен). Граница между интерьером и внешним миром, формируемая витражами окон и трифория, не выглядит жесткой и непроницаемой, как в романскую эпоху или в период ранней готики, — она кажется более условной и эфемерной.

Из наиболее интересных построек периода пламенеющей готики следует выделить часовню Сент-Шапель в Венсенском дворце в Париже (1375-1550 гг.), парижские церкви Сен-Северен и Сен-Жермен л’Оксеруа , Вандомскую церковь Троицы (XV в.), церковь Сен-Маклу в Руане (XVв.), собор в Эпин (XVв.), церковь Богоматери в Кодебек-ан-Ко. Они отличаются друг от друга размерами, количеством нефов, прорисовкой отдельных частей и деталей. Общими же являются хорошая освещенность (окна занимают все пространство между несущим каркасом, в том числе место трифория, а переплеты заполняются более светлым стеклом), усложненность нервюрной системы сводов, декоративное богатство и утонченность, нередко доходящая до манерной вычурности архитектурно-скульптурного декора, который вытесняет круглую скульптуру. Церковь Сен-Северен в Париже необычна своими пропорциями — 34 м в ширину и только 50 м в длину (т. е. ширина храма составляет две трети его длины), а также пятинефным планом, которого строители избегали уже в период высокой готики.

Отсутствуют трансепт и традиционный венок абсидообразных капелл вокруг алтарной части (капеллы, как и в соборе Парижской Богоматери, занимают отсеки между контрфорсами, что характерно для поздней готики). Круговой обход вокруг хора образуется продолжением двух боковых нефов одинаковой высоты.

Стройные, разноообразной конфигурации (многоугольные, квадратные, витые) столбы деамбулатория, лишенные капителей, плавно перерастают в нервюры, которые, наподобие пальмовых листьев, веером расходятся в сводах. В этом отношении церковь Сен-Северен — характерный пример последнего этапа эволюции готического устоя. Довольно показательны для поздней готики и каменные переплеты витражей.

На входной западной стене традиционную розу заменяет окно полуциркульного очертания, ажурные переплеты которого напоминают устремленные вверх языки пламени. В боковых нефах переплеты, наоборот, более простые и вялые по рисунку, чем витражи XIII в. Характерно, что в период поздней готики нередко используются простые прямоугольные членения окон и дверей порталов, а также арка Тюдор.