Готика

Собор Св. Давида

Собор Св. Давида
Оценить статью

0_1f7e7_2b23d862_LПоследовательное восприятие новой конструктивной и архитектурно-художественной системы началось на рубеже  уже из Франции. Для перестройки Кентерберийского собора в 1175 г. был приглашен французский архитектор Гильом из Санса, выигравший конкурс и воплотивший в своей работе приемы ранней французской готики. Близок к французским образцам и интерьер собора в Солсбери (1220-1266 гг.), перекрытый крестовыми сводами.

Чисто английскими чертами в нем являются два трансепта, квадратная в плане капелла Богоматери, выступающая из прямой восточной торцевой стены, и усложненная нервюрная сеть в средокрестии. Пример следующего этапа развития английской готики — собор в Уэльсе (1180 -1345 гг.). Эта трехнефная базилика разделена на две почти равные части трехнефным трансептом. Нефы и трансепт (конец ХII-ХIII вв.), достаточно типичные для раннеанглийского стиля, перекрыты на французский манер простыми крестовыми сводами.

В расположенном за трансептом более длинном, чем неф, хоре (1300-1363 гг.) нервюрная сеть получает ту прихотливую изощренность, которая характеризует украшенный стиль. Уникальность интерьеров собора в Уэльсе состоит в необычном решении средокрестия с опрокинутыми арками: на высоте трифория сходятся вершинами обычная стрельчатая арка и почти такая же по конфигурации, но как бы перевернутая вершиной вниз.

Разные периоды развития английской готики отразились на перестройке собора Вестминстерского аббатства (середина ХIII начало XVI в.), который с XI в. служил местом коронования королей и некрополем выдающихся политических и культурных деятелей Англии. Создание готического собора по традиции началось с хора в 1245-1269 гг. Его строили (архитекторы Генри из Эссекса, Джон из Глостера, Роберт из Беверли) в традициях французской готики.

Хор заканчивался абсидой с венцом из пяти капелл и был перекрыт простыми крестовыми нервюрными сводами. Стройные вертикальные пропорции интерьера также близки к французским образцам: соотношение ширины среднего нефа и его высоты составляет 1:3, а боковых нефов — 1:5, в то время как обычные для английской готики пропорции равны 1:2. Западная часть собора создавалась в украшенном стиле (1375-1506 гг.). Опоры среднего нефа состояли из пучков мраморных колонок, стянутых узкими валиками. Они перерастали в нервюры, образующие усложненный рисунок (крестовая форма переходит в звездчатую).

Еще более сложным переплетением нервюр отличается средокрестие, свод которого соответствует перпендикулярному стилю. С наибольшей пышностью и фантастической усложненностью перпендикулярный стиль воплотился в капелле Генриха VII, пристроенной в 1503-1519 гг. к алтарной части собора (вместо центральной капеллы XIII в.). Капелла Генриха VII представляет собой как бы самостоятельную небольшую церковь со своей алтарной абсидой, между радиально расходящихся контрфорсов которой размещены маленькие капеллы. В этом наполненном светом зальном пространстве переплеты огромных окон зрительно сливаются с опорами в один ряд перпендикуляров, заканчивающихся ажурными воронками в центре.

Пышный причудливый орнаментальный стиль поздней английской готики ярко представлен также в капелле Королевского колледжа в Кембридже (1470-1520 гг.), капелле Георга в Виндзорском замке (1460-1483 гг), перестройках соборов Глостера, Винчестера, Йорка, Оксфорда.