Готика

Средневековые церкви Франции

Средневековые церкви Франции
Оценить статью

monastyrskaya-cerkov-sen-remi_1Многие средневековые церкви Франции являются продуктом строительной деятельности разных периодов с соответствующими архитектурными наслоениями. В ряде случаев готические соборы возводили на месте романских церквей, сохраняя и включая в новую композиционную структуру их отдельные части. Так, собор Сент-Этьен в Оксерре интересен не только наземной готической частью, но и романской криптой с фресками XI в. В расположенной в том же городе романо-готической церкви Сен-Жермен сохранилась крипта эпохи Каролингов с фресками IX в. В Страсбургском соборе романская алтарная часть соседствует с формами основных нефов, соответствующими XIII, XIV и XV вв. (в том числе витражами ХIII-ХIV вв., кафедрой периода пламенеющей готики).

Последовательное развитие форм средневековой архитектуры от романского периода к готике наглядно отражается в интерьере церкви Сен-Реми в Реймсе. В ее наиболее ранних травеях еще сохраняются полуциркульные очертания арок боковых нефов и эмпор, над которыми в довольно массивной стене расположены маленькие окна. В соседних, более поздних секциях повсеместно используются стрельчатые арки и значительно расширены окна, под которыми устроена галерея трифория.

В отдельных случаях хронологическое и стилистическое несоответствие отдельных частей интерьера получало почти курьезный характер. Так, в неверском соборе Сен-Сир к романской алтарной части были достроены готические нефы, заканчивающиеся в западном торце второй алтарной абсидой. Посетитель попадает в единое просматриваемое пространство собора через портал в трансепте и, двигаясь к западной абсиде, как бы последовательно проходит через разные строительные периоды и архитектурные стили.

Восточная абсида и трансепт — типично романские, затемненные, с крошечными окнами. Затем следуют несколько травей XIII в. с нервюрными сводами, довольно большими окнами и галереей темного трифория. Следующие травеи, создававшиеся в XIV в., имеют застекленный трифорий и более сложную и декоративно изощренную прорисовку каменных деталей, приближающуюся к приемам пламенеющей готики.