Готика

Хронологическая эволюция готической архитектуры

Хронологическая эволюция готической архитектуры
Оценить статью

blngn8Хронологическая эволюция готической архитектуры в Италии выражена довольно слабо — формы ранней и поздней готики обычно почти не отличаются. Первые готические церкви были построены цистерцианцами в аббатствах Фоссанова (1187-1208 гг.) и Касамари (1204-1217 гг.) в Лацио. Это — относительно небольшие трехнефные базилики с колокольнями над средокрестием.

Их интерьеры полностью отвечают новой, передовой для того времени системе, заимствованной из Франции: сплошное перекрытие нервюрными сводами, четко выявленная во всех деталях тектоническая структура. В 1219 г. началось строительство церкви Сант-Андреа в Верчелли, где в интерьерах использовались столбы в виде пучков колонок, а в системе уравновешивания — аркбутаны. Французское влияние заметно и в интерьерах церкви Сан-Франческо в Болонье (1246 г.), где вокруг хора был устроен кольцевой обход с четырехугольными капеллами.

В интерьерах церкви Чертозы (Картезианский монастырь близ Павии, начало строительства — 1396 г.) проявилось характерное для того времени соединение готических и раннеренессансных черт: стрельчатые дуги сводов сочетаются с полуциркульными дугами подпружных боковых арок и окон, а устои, обрастающие полуколоннами, на которые опираются нервюры крестовых сводов, соседствуют с богатой мраморной облицовкой. Довольно много разнородных стилистических сочетаний имеется в интерьерах крупнейшего верхнеитальянского готического памятника — Миланского собора (Х1У-ХУ1 вв.), в создании которого участвовали итальянские, французские и немецкие мастера. Собор представляет собой огромную (148 х 88 м, рассчитанную на 40 тыс. человек) пятинефную базилику с трехнефным трансептом и обходом алтаря с венком капелл.

Использование каркасной системы с аркбутанами не привело к отказу от стен в верхних частях центрального нефа, которые занимают в интерьерах большие площади, чем двухъярусные витражи окон (в строениях пламенеющей готики, созданных в то же время во Франции, стены практически отсутствуют). Устои, состоящие из пучков колонок, имеют вместо капителей венец из статуй под резными балдахинами. Распалубки между нервюрами крестовых сводов центрального нефа заполнены белыми мраморными плитами с резными кружевами пламенеющего характера.

Особенности итальянской готики наиболее ярко проявились в крупнейших соборах Центральной Италии в Сиене, Орвьето и Флоренции. В архитектуре Сиенского собора (начало строительства — 1250 г.) готические композиционные приемы оригинально синтезированы с традициями Проторенессанса.

Собор представляет собой трехнефную базилику с прямоугольным хором и трех-четырех-нефным (ступенчатым в плане) трансептом. В средокрестии расположен купол на шестиугольном основании, переходящем вверху в двенадцатиугольник. Необычное для готики соединение прямоугольных в плане секций нервюрных крестовых сводов с шестиугольным в основании проторенессансным барабаном купола в данном случае не обусловлено планом: композиционное место купола, как бы «съехавшего» к западу от центра средокрестия, кажется несколько случайным и механически навязанным архитектурному организму собора.

Довольно показательно для среднеитальянской готики сочетание в интерьерах собора классических и готических черт (в том числе полуциркульных аркад, отделяющих боковые нефы от среднего) со стрельчатыми нервюрными сводами.