Период эклектики

Английский загородный дом

Английский загородный дом
Оценить статью

45В области жилищного строительства значительное влияние на последующее развитие жилых интерьеров (особенно в США) оказал английский загородный дом, в XIX в. освободившийся от влияния композиционных схем палладианского классицизма. В отличие от континентального помещичьего жилища в нем больше внимания уделяется удобству, уюту и связи с садом, в который выходят эркеры и окна главных помещений. Кроме того, разнообразнее и свободнее его планировочные решения, в которых избегают использования парадной анфиладной системы. Спальные комнаты, гардеробные и санузлы всегда находились на втором этаже, а на первом располагались комнаты дневного пребывания (гостиная, столовая, кабинет, библиотека), а также кухня, часто имевшая отдельный вход с улицы, и другие хозяйственные помещения, которые могли занимать до трети полезной площади дома.

Кроме этих комнат, на первом этаже могли располагаться и такие помещения, как музыкальная гостиная, комната для завтрака и специальная утренняя комната, служившая местом пребывания в предобеденное время. Центральное композиционное место в системе этих помещений занимала гостиная, к которой примыкали другие комнаты, пространственно связанные с ней большими проемами либо отделенные только раздвижными дверями или портьерами. Английский жилой интерьер середины и второй половины XIX в. принято стилистически подразделять на три викторианских периода, соответствующих годам правления королевы Виктории (1837-1901 гг.). В ранний викторианский период (1840-1850 гг.) в отделке интерьеров порой еще сохраняется влияние позднего ампира, близкого бидермайеру.

Оно проявляется прежде всего в стремлении к стилистическому единству и аисамблевости предметной среды на основе использования упрощенных форм классицизма. Одновременно из Европы проникает мода на неорококо.

В отделке стен строгие светлые позднеампирные обои с вертикальными полосками сменились более темными шелковыми или имитирующими шелк бумажными обоями с крупным цветочным рисунком. На стенах размещали (иногда беспорядочно) многочисленные картинки и гравюры. Окна и двери обрамляли тяжелыми темными шторами, а полы часто выполняли из наборного паркета.

Мода на рококо проявилась не только в обстановке и отделке интерьеров, но и в посуде, предметах обихода. Однако, несмотря на общность этого явления, неорококо можно считать одним из первых проявлений эклектики, так как рокайльные мотивы в нем нередко сосуществовали с инородными примесями других стилей.

Элементы эклектики особенно заметно проявились в средний викторианский период (1860-1870 гг.), когда в орнаменты (в первую очередь на обивочных тканях) стали все активнее проникать восточные, особенно индийские, мотивы. Если позволяли финансовые возможности, в интерьерах использовались подлинные индийские покрывала и ковры.

Вазочки, скульптурки, фарфоровая и серебряная посуда, комнатные растения, часы, осветительные приборы (в том числе получившие широкое распространение в то время керосиновые лампы) и разнообразные дорогие вещицы расставляли на сервантах, каминных досках, столах, отдельных подставках и специальных полочках, крепящихся к стене. Обычно нижняя цокольная часть стен выполнялась в виде филенчатых деревянных панелей, а верхняя оклеивалась темными обоями. Комнаты нередко выглядели сумрачно из-за обилия темных обивочных тканей и драпировок.

Кроме рококо в отделке жилых интерьеров во второй половине XIX в. использовались и другие исторические стили — готика, Ренессанс (либо их механическое соединение, либо применение одних стилевых форм как формального языка других, более поздних форм). В поздний викторианский период (1870-1901 гг.) появились отдельные примеры возрождения классицистических приемов: это регулярное геометрическое членение стен с жесткими обломами карниза, светлая колористическая гамма, строгость и немногочисленность декоративных деталей, орнаментальные мотивы, заимствованные из искусства конца XVIII в. Длившийся более полувека викторианский период представляет собой довольно пестрое в стилистическом отношении явление, к которому больше всего подходит определение «эклектика».

Историзм и эклектика были основными принципами и методами проектного мышления в архитектуре не только в викторианской Англии, но и в разных странах Европы, а также в США.