Период эклектики

Чикагская школа

Чикагская школа
Оценить статью

31Особое место в развитии рационалистичной архитектуры с использованием металлоконструкций занимает американская Чикагская школа. В конце 1870-х гг. в городе Чикаго, опустошенном пожаром 1871 г., развернулось массовое строительство многоэтажных зданий для фирм, банков, магазинов и гостиниц. Главным требованием была функциональная целесообразность построек, а не показная пышность фасадов. Крупнейшие деятели Чикагской школы — У. Дженни, Д. Адлер, У. Холаберд, М. Рош, Д. Вернем — были в первую очередь практиками, не отстаивавшими теоретически новые архитектурно-художественные концепции, а воплощавшими их в реальных постройках.

Исключение составляют лишь архитекторы Дж. Рут и Л. Салливен, которые одновременно были талантливыми теоретиками. В отношении композиционной организации интерьеров новаторством Чикагской школы было введение в широкую практику так называемых чикагских лежачих окон, которые полностью занимают промежутки между тонкими простенками, соответствующими шагу металлических колонн.

Кроме увеличения естественной освещенности интерьера такие окна изменили его образ: вместо окна появился светопроем, заменяющий стену. Главным новшеством интерьеров многоэтажных домов стал гибкий (свободный) план. Замена несущих стен легким костяком металлокаркаса позволила трактовать внутренние стены как легкие перегородки, не зависящие от несущей конструкции.

При изменении функционального назначения интерьера стала возможна его перепланировка при минимальных затратах. Некоторые «билдинги» строили частично без внутренних стен, чтобы обеспечить приспособление интерьерных пространств к нуждам обитателей. Творчество архитекторов Чикагской школы не всегда вписывается в рамки общих для нее принципов и приемов.

Так, в интерьерах Аудиториума — крупнейшего в США театра (4237 мест), построенного попроектуЛ. Салливенав 1887-1889гг.

, громадные арки, перекрывающие крутой амфитеатр зрительного зала, не имеют конструктивной функции, поскольку подвешены к фермам. Монументальность архитектурных форм Аудиториума дополняется многочисленными орнаментальными композициями (преимущественно флоральными). Эти орнаменты, выполненные с использованием белой или позолоченной штукатурки, металла и мрамора, создают тонкий, однородный по стилистике декоративный сплав.

Концом Чикагской школы принято считать Всемирную выставку 1893 г. в Чикаго. Грандиозная роскошь ее архитектурных декораций, на фоне которой конторские здания Чикаго 1880-х-начала 1890-х гг. казались техницистской прозой, была восторженно воспринята публикой. Большинство архитекторов перестроились под новую вкусовую конъюнктуру (легче всего это удалось Д. Бернему), а бескомпромиссный Л. Салливен лишился заказов и закончил жизнь в нищете