Период эклектики

Экзотические темы

01 (1)Для неоренессанса (1860-1880 гг.) типичным было большое разнообразие тяжелых буфетов и шкафов креденцов с грандиозными симметричными фасадами, перегруженными декоративными мотивами крученых колонн, рельефов, филенок, резьба которых часто переходила в круглую скульптуру. Буфеты чаще всего были двухчастными, с крупной нижней частью и более изящной верхней, с развитым завершением в виде фронтонов, картушей или зубцов и с открытой средней частью. Обычно их оснащали прямоугольным или овальным зеркалом, обилием ниш, открытых и закрытых полок, стеклянных дверок с бесцветным или витражным цветным стеклом в латунных переплетах, обилием накладной декоративной металлической фурнитуры. Такие же массивные, крупногабаритные, тяжеловесные формы имели все элементы убранства — большие дубовые столы, стулья и кресла, письменные столы и шкафы, горки для представления бесчисленных безделушек, которые начали в изобилии собирать именно в это время.

Кроме того, в период эклектики мастера экспериментировали с экзотической темой. Так, были распространены предметы, имитирующие китайские вещи из бамбука.

При этом бамбук был точеным и полностью золоченым, а иногда в изделиях использовалась и подвеска колокольчиков. Парадоксальность эклектики заключалась и в том, что в середине XIX в. сильно активизируется ручное мастерство, которое достигает невиданного ранее исполнительского качества. Виртуозность образцов, создававшихся в основном для богатых буржуазных апартаментов и крупных международных выставок, поражала воображение современников.

Никогда ранее мастера не добивались такого качества и многообразия техник при изготовлении мебельного изделия для интерьерного убранства. Они как бы суммировали и синтезировали многочисленные приемы, оригинально сопоставляли материалы и техники. Все это происходило на основе развития технологии производства, внедрения механических приспособлений и современного универсального оборудования, позволяющего добиваться невероятных результатов.

Всю эту новейшую технику и высокое мастерство стремились демонстрировать на уникальных, эксклюзивных образцах, в которых использовали максимальное количество декоративных элементов и технологий (инкрустация, роспись, набор, металлические накладки и разные техники отделки). Мастера обращались к необычным для мебели материалам, создавали небывалые мебельные произведения. Именно в это время появились мебельные шедевры из севрского фарфора, с виртуозной росписью, бронзой, золочением, мебель из хрусталя и бронзы и др. Фарфор применяли в виде крупных полихромных пластин с изобразительной или цветочной росписью и обилием мелких фарфоровых же деталей.

Эклектический почерк сказывался в том, что, например, фарфоровых деталей в предмете оказывалось больше, нежели деревянных. Такая мебель продемонстрировала небывалое владение исполнительским мастерством и новыми техническими возможностями.

Однако с художественной, стилистической точки зрения эти вещи были перегружены декоративными мотивами, выразительными приемами, разнообразными техниками. Это приводило к несостоятельности предмета как художественного произведения, неорганичности мебельных изделий.

Такие предметы, как правило, представляли на выставках и конкурсах мебельного мастерства, выставляли как образцы в расширяющейся системе модных специализированных магазинов, и они становились поводами для сенсаций и образцами для подражания.