Период эклектики

Формирование проектной методики

Формирование проектной методики
Оценить статью

5678Характерной чертой того времени становится появление крупных магазинов, которые начинают диктовать и формировать вкусы среднего покупателя, организуя производство художественных товаров своей марки. Так, в Англии характерными образцами продукции фирмы-магазина «Либерти» становятся привозные восточные предметы и стилизации под них, например бамбуковые карточные столики, обклеенные золоченой бумагой. По сути, это был кич, порождение стайлинга (внешнего украшения формы, имитации), который демонстрировал дурной вкус и непонимание новых материалов и новой техники, еще не освоенных эстетически. Интересно, что в погоне за расширением сбыта во временных рамках стиля эклектики мастера-проектировщики разрабатывают систему гарнитура, в котором одна художественная тема распространяется на все входящие в него изделия.

Такое формирование проектной методики, становление современного подхода к мебельному набору и жилой среде было достижением именно эклектики. И это было естественным процессом, поскольку изживалась практика работы в маленькой мастерской, и ей на смену приходило большое технологичное предприятие, где были нужны эскизы, чертежи, документация, т. е. мебельный проект. Разработка композиционной темы была актуальна и в связи с: широким спросом и желанием максимально разнообразить продукцию.

В арсенал проектировщиков входит унификация отдельных элементов: их можно повторять в разных изделиях, механизируя и упрощая производство. Определенная тема (в виде орнамента, оригинальной формы точенки, какой-либо отделки, формы карнизов или филенок, цветового сопоставления, композиции материалов) становится ведущей для всех предметов гарнитура и конкретно «отрисовывается» в предмете в зависимости от его габаритов и функционального предназначения.

Важным в системе эклектики становится интересная попытка создания комбинированных изделий. Это — почти современный взгляд на оснащение небольшого жилища, которое стало самым распространенным в то время. На повестку дня выходит обеспечение мебелью людей, квартиры которых отличаются дефицитом площадей.

Масштаб мебели остается значительным, но за счет совмещения функций предметы обретают сложные, нагроможденные формы. Так, появляются шкафы-перегородки, устанавливаемые между комнатами, которые раскрываются в обе стороны. И хотя внешне они имитировали фасады кафедральных соборов, это был новый тип мебели с новой актуальной функцией.

Появились встроенные шкафы, устанавливаемые по стене и практически представляющие собой известные нам шкафы-стенки. Это было удобно, так как они занимали мало места и были довольно вместимы.

Такой подход к шкафу-стенке был связан и с осмыслением традиций крестьянского дома, не только русского, но и европейского. Эти традиции основаны на использовании встроенной мебели, связанной с каркасом дома. Она была стационарной и неизменяемой, что отвечало устоявшемуся укладу крестьянской жизни, максимально функциональному и рациональному.

Большое распространение получает шкаф-стол — удивительный предмет мебели, совмещающий в себе шкаф с огромным количеством полок и достаточную по размеру плоскость стола. В какой-то степени линия развития таких изделий начинается от кабинетов, секретеров и бюро, продолжается в огромных шкафах-столах эклектики и завершается в самых современных конструкциях компьютерных столов, в которых рабочая плоскость также встроена в систему с полками и емкостями.

Растет объем производства комбинированных и раскладных мебельных предметов трансформеров. Модным становится шкаф-кровать: старый английский и североевропейский прием «запрятывания» кровати в шкаф берется на вооружение для оснащения интерьера.

А количество складных кроватей и раскладушек не поддается исчислению — используется много форм, декоративных приемов и самих конструктивных принципов складывания. Самые новые эмалированные и хромированные конструкции завоевывают популярность на ближайшее столетие.

В Англии в период долгого правления королевы Виктории (1837-1901 гг.) мастера, стремясь к реализации новых идей, самым невероятным образом смешивают стили разных эпох. Они воскрешают поочередно или одновременно формы ретростилей, добавляя к ним греческие, турецкие, венецианские, египетские и классицистические мотивы в духе Людовика XVI. Все эти направления — лишь повторения прошлого, сформировавшие стиль викторианской эпохи, который наиболее ярко отражает само явление эклектики.